13.06.2014 14:38
    Поделиться

    У стен Рамонского замка прозвучали романсы о "португальской грусти"

    Криштина Бранку, которую называют "душой и голосом Португалии", исполнила на IV Платоновском фестивале в Воронеже фаду - традиционные песни о тоске по родине, любимому человеку и о тоске как таковой, беспричинной и светлой, которую сама вокалистка считает близкой к "русской хандре".

    Концерт прошел на живописной открытой площадке у стен дворца принцессы Ольденбургской в Рамони, который является одной из главных достопримечательностей области. Зданию еще предстоит масштабное обновление, поскольку за ним десятилетиями не удавалось ухаживать как следует. Но вдохнуть жизнь в старинную усадьбу стараются уже теперь. Платоновский фестиваль ежегодно проводит здесь опен-эйры, неизменно собирающие массу зрителей.

    Португальская певица Криштина Бранку - одна из лучших на сегодня исполнительниц фаду, во многом благодаря ей в Европе этот жанр узнали и полюбили. Слово "фаду" происходит от латинского fatum - "судьба".

    - То есть это лирическая песня о нашей судьбе, а конкретнее - о природе, о глубоких чувствах. Ключевое понятие здесь - saudade, которое нельзя однозначно перевести на другие языки, его используют на всем Пиренейском полуострове и в Бразилии, - отметила Криштина Бранку. - Saudade - особая светлая печаль, истоки которой кроются в том числе в географии и климате. Португалия - самая крайняя страна в Европе, дальше начинается море. Вы видите волны, линию горизонта, часто - темные облака над головой. И отсюда рождается особое ощущение мира, мистическое, ностальгическое и романтическое. Насколько я могу судить, в России наша музыка публике нравится - видимо, фаду созвучно и русскому мироощущению.

    Она выступает соло под аккомпанемент португальской гитары, клавишных и контрабаса, использует древние напевы, но включает в классическую форму национального романса элементы блюза, джаза и босановы. В самой Португалии ведутся довольно жесткие споры о том, допустимы ли какие-либо инновации в этом жанре, внесенном ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Но Криштина изначально не была прикована к своей родине, много гастролировала по Европе и каким-то образом осталась в стороне от этой критики. Можно предположить, что смешение стилей в ее творчестве и помогло адаптировать фаду к вкусам меломанов из других стран.

    - Я не разделяю мнение о том, что есть "старое" и "новое" фаду. На мой взгляд, "нового" вообще не существует - вы просто по-разному интерпретируете традиционные образцы, - подчеркнула Криштина Бранку. - Можно говорить о некой "формуле": существует около 130 музыкальных тем, на которые можно накладывать стихи, и все это будет фаду. Споры о форматах правомерны, но лично я думаю, что развивать фаду нужно. И в первую очередь - за счет текстов. К моему большому удовольствию, этот жанр становится все более и более популярным (что, согласитесь, все-таки странно для печальной музыки). У нас был некий спад интереса к традиционной музыке, но люди моего поколения осознали, что фаду имеет общечеловеческий смысл… Молодежь слушает фаду, ходит на концерты, учится правильно петь. Исполнители фаду появляются в самых разных странах - у японок, например, хорошо получается!

    Кстати

    16 июня в 16 часов в Рамонском дворце откроется выставка "Возвращение через век. Романовы. Ольденбургские", приуроченная к столетию посещения Воронежа российским императором Николаем II. Посетители узнают об истории династии Романовых-Ольденбургских на воронежской земле и их деятельности в конце XIX - начале ХХ века. Архитектурно-парковый ансамбль Ольденбургских (представителей старинного европейского рода) в поселке Рамонь - единственный в Черноземье дворцовый комплекс, связанный с жизнью царской семьи.

    В галерее дворца размещены портреты Романовых и Ольденбургских, картины, гравюры и открытки с видами Воронежа и Рамони. В зале показывают документальные фильмы об участии этой династии в культурной жизни Воронежской губернии и России.

    Проект реализован с помощью современных интерактивных технологий, инсталляций и фонового звука, а исторические портретные фотографии можно "пролистать" на сенсорном мониторе. При подготовке были использованы материалы Государственного исторического музея в Москве, Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге, Рамонского краеведческого музея, раритетные кино- и фотодокументы. В организации участвовали также областные музеи (краеведческий и художественный), Камерный театр и региональный Фонд поддержки культурного наследия.

    Посетить выставку можно в ходе экскурсий по дворцу. Она будет доступна и во время фестиваля "Усадьба.Jazz", который пройдет в Рамонском парке 28 июня.

    Поделиться