09.06.2014 23:43
    Поделиться

    Малый бизнес в России стал чаще использовать экспортное страхование

    Малые и средние предприятия к кредитованию относятся с опаской
    Малые и средние предприятия вовсю занимаются внешней экономической деятельностью (ВЭД). Общее число предприятий-экспортеров уже достигло 38,7%. Лидером по объему выручки от реализации товаров на экспорт (42,9%) является Центральный федеральный округ, показало совместное исследование МСП Банка и Magram Market Research.

    В тройку лидеров по основным показателям попали Северо-Западный и Приволжский федеральные округа с 19,4% и 12,2% соответственно. Средняя выручка предприятий в этих округах составила 19,9 млн и 10,4 млн руб. Аутсайдерами оказались республики Калмыкия и Мордовия. Там зафиксированы лишь по одному предприятию на регион, экспортирующему продукцию в другие страны, с объемом выручки 45 и 21 млн соответственно.

    В отраслевой структуре предприятий-экспортеров лидирует обрабатывающее производство, причем как по количеству предприятий (77,7%), так и по выручке (76,8%). Также успешно занимаются ВЭД предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, строительства.

    В основном импортируют российские товары страны СНГ (40%), Европы (30%), Азии (22,5%), Северной и Южной Америки (5%). Чаще всего на экспорт идет промышленная продукция предприятий машиностроения, химической промышленности и продовольственные товары. Важную роль в структуре экспорта играют древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

    Общий объем экспорта для одного предприятия малого и среднего бизнеса по результатам исследования составил в 2013 году 23 млн руб. Этот же показатель несколько выше для предприятий торговли - 37 млн руб. Как показало исследование, большинство предприятий планируют увеличить объем экспорта в 2014 году в среднем на 28%, а в сфере торговли - до 76%.

    Более половины участников опроса (55%) регулярно используют авансовую форму при расчете по экспортным контрактам. Однако лишь пятая часть опрошенных представителей малого и среднего бизнеса планирует брать кредиты для финансирования экспортной деятельности. Среди торговых предприятий эта цифра несколько выше. По форме привлечения финансирования половина предприятий предпочитают кредит, 45% - кредитную линию. Как правило, средняя сумма, которую компании одалживают у банка, составляет 20 млн рублей, а средний срок кредита - 1,8 года. Долгосрочные кредиты (более трех лет) интересны лишь 14% предпринимателей.

    "Предприятия-экспортеры нуждаются прежде всего в краткосрочных ресурсах. А вот предприятиям, продукция которых имеет определенный экспортный потенциал, необходимы более долгосрочные ресурсы, для того чтобы в дальнейшем обеспечить стабильные поставки качественной продукции на экспорт. Мы не ожидаем, что ситуация в ближайшее время кардинально изменится. Можно ожидать положительных сдвигов в области экспорта в Белоруссию и Казахстан в связи с созданием Евразийского экономического союза. Благоприятный эффект может оказать активизация работы институтов развития с субъектами МСП (ЭКСАР, Росэксимбанк). Но, пока российская экономика и малое и среднее предпринимательство не покажут роста, сложно рассчитывать, что данные меры будут иметь значимое влияние", - говорит руководитель аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская.

    Средняя сумма кредита на развитие своей деятельности, который берет бизнес, достигает 12,6 млн руб. Суммы свыше 20 млн руб. на развитие предприятия рассчитывают привлечь лишь 9% компаний. При этом средний срок кредитования составляет уже два года и два месяца. Около четверти опрошенных предпочитают рассчитываться по кредиту в течение года и чуть больше четверти - растянуть процесс на 2-3 года. Долгосрочные кредиты выбирают 32% предприятий, планирующих потратить средства на развитие своей деятельности.

    Помимо кредитов малый и средний бизнес использует экспортное страхование, аккредитивы, собственные средства, лизинг, а также банковские гарантии (см. диаграмму на стр. 1). "Именно кредитами в последние три-четыре года мы не пользуемся из-за очень большой "забюрокраченности" и множества заградительных процедур, - рассказал "РГБ" генеральный директор челябинской фабрики мебели и зеркал "Мебельбыт" Денис Константинов. - Мы покупаем оборудование, используя лизинговые программы, хотя это обходится чуть дороже".

    Более половины участников исследования как не пользовались, так и не собираются использовать никакие из банковских услуг. "Наша компания кредитами пользуется редко. Это связано, во-первых, с дороговизной займов - процентные ставки подчас просто неподъемные и при малейшем колебании рынка и непредвиденной ситуации сопоставимы с уровнем рентабельности бизнеса. К тому же сам процесс кредитования непрост. Когда нужен существенный заем, банк требует залог, более чем вдвое покрывающий сумму кредита, для нас это чересчур рискованно. Суммы же, не требующие залога, не представляют для нас интереса", - поделился с "РГБ" управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.

    Поделиться