ОАО "Архангельская сбытовая компания" (Архэнергосбыт) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) с просьбой провести проверку на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и в случае его нарушения возбудить дело относительно нарушителей. Расследование ФАС может стать крайне важным прецедентом для решения подобных конфликтов, нередко возникающих между региональными и местными властями с одной стороны и т.н. гарантирующими поставщиками - с другой.
Дело в том, что Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусматриваются встречные обязательства поставщиков и потребителей электроэнергии. В то же время законом устанавливается, что социально значимые потребители, отключение от электроснабжения которых может привести к негативным экономическим, экологическим и социальным последствиям, не могут быть отключены. А чтобы неплатежи таких потребителей не угрожали бесперебойности работы электроэнергетики, тем же законом предусмотрено, что для такого рода потребителей в обязательном порядке должно быть предоставлено обеспечение обязательств по оплате электроэнергии за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Проще говоря, за долги социально важного неплательщика отвечает своим бюджетом тот орган власти, которому этот должник подчиняется.
В соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике", правительство РФ постановлением от 04.05.2012 г. N442 утвердило Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в Приложении к которым определило категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Это госорганы, воинские части, ядерные объекты, объекты транспорта и ЖКХ, от которых зависит жизнеобеспечение населения, больницы и т.п.
При этом для бесперебойного энергоснабжения данной категории потребителей назначается гарантирующий поставщик: местная сбытовая организация, которая фактически служит "амортизатором" между поставщиками электроэнергии и ее потребителями. Именно она является получателем оплаты - будь то плата со стороны самих потребителей или из соответствующего бюджета - и гарантом бесперебойного снабжения электроэнергии, с одной стороны, и полной оплаты поставок - с другой.
Беда только в том, что с рублем никто не спешит. Особенно это касается региональных и местных властей. По-человечески их можно понять: пособия, субсидии, детские сады, дороги - на все нужны деньги, а тут еще энергетики со своими долгами. Бюджет не резиновый, и за что спросят в первую очередь? За невыплаченные зарплаты и невыданные пособия или за какие-то там долги энергетикам, которые завтра с пустыми кастрюлями к администрации не выйдут?
Между тем региональные власти могут заключить с гарантирующим поставщиком соглашение об особом порядке оплаты из бюджета потребленной социально значимыми потребителями электроэнергии. Это делается как раз для того, чтобы при определении расходов бюджета не нарушить ничьи права и в то же время исполнить закон. Только вот бывает, что и это не помогает.
Гарантирующим поставщиком в Архангельской области назначен "Архэнергосбыт". И он вот уже два года не может получить причитающиеся ему за поставленную электроэнергию деньги ни с социально значимых потребителей, ни с региональных и местных властей. Как говорится в заявлении "Архэнергосбыта" в ФАС, "Правительство Архангельской области, органы местного самоуправления области в период 2012 - 2014 гг. не воспользовались своим правом и не провели мероприятия по определению особого порядка, в соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона N35-ФЗ "Об электроэнергетике", в отношении категорий потребителей, указанных в Приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии".
Более того - региональные и местные власти официально отказались от применения особого порядка, о чем в письменной форме уведомили гарантирующего поставщика - "Архэнергосбыт". А значит, как отмечено в заявлении, в этом случае "Правительство Архангельской области и органы местного самоуправления были обязаны, начиная с 01.07.2012 г., т. е. с даты вступления в силу Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442, исполнять требования пункта 7 статьи 38 Федерального закона N35-ФЗ "Об электроэнергетике", а именно в обязательном порядке в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ предоставить обеспечение обязательств по оплате электрической энергии указанными в Приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии категориями потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней". Говоря проще, выставленные счета за электроэнергию оплачены не были. Следовательно "Архэнергосбыт" вынужден был платить поставщикам электроэнергии, что называется, из своего кармана.
Более того, как пишут СМИ, губернатор Архангельской области Игорь Орлов предложил на встрече "в верхах" в Москве лишить "Архэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика, передав его местному подразделению "МРСК Северо-Запада" - "Архэнерго".
Мало того, что "Архэнерго" - сетевая компания и передача ей статуса гарантирующего поставщика означает возникновение конфликта интересов. Коллектив "Архэнергосбыта" в своем письме на имя губернатора напоминал, что ОАО "МРСК Северо-Запада" - единственная из сетевых компаний, в которой наличие разногласий по объемам оказанных услуг, по точкам поставки, уровням напряжения, качеству услуг по передаче приводит к тому, что установить фактические объемы по оплате возможно только после судебного заседания". Правилами полного и (или) частичного ограничения услуг ей также предоставлено право прекращать поставку электроэнергии потребителям, которые не платят за передачу. Однако даже осознавая, что услуга не будет оплачена, в "МРСК Северо-Запада" продолжают ее оказывать должникам и не исполняют распоряжений гарантирующего поставщика по ограничениям неплательщиков.
"Образовался "тандем", когда один (неплательщик) осознанно не платит за электроэнергию и услугу по передаче, а вторые (МРСК) им в этом содействуют. И вместе просят передать функцию сбыта в "МРСК Северо-Запада", - говорится в письме губернатору.
Щедрость, кстати, может быть объяснена просто. Так, в июле прошлого года Арбитражный суд Архангельской области завершил рассмотрение дела NА05-5591/2013 и установил, что филиал "Архэнерго" "МРСК Северо-Запада" получил необоснованное обогащение, возникшее вследствие двойного учета потребленной электрической энергии на сумму 2,3 млн руб. Говоря проще, то, что недоплатили одни потребители, компенсируется переплатой со стороны добросовестных плательщиков. Не самая правильная арифметика.
Впрочем, как говорится в письме минэнерго, для лишения "Архэнергосбыта" статуса гарантирующего поставщика нет никаких юридических оснований. Лишение этого статуса, разъясняет минэнерго, может произойти по следующим причинам: исключение из реестра субъектов оптового рынка, банкротство, отказ самой организации от этого статуса или ее реорганизация. Ни под одно из этих оснований "Архэнергосбыт" не подходит, отмечает в своем письме минэнерго: задолженности перед поставщиками электроэнергии он не имеет, а долг за передачу электроэнергии (возникший, отметим, как раз из-за региональных должников) не подтвержден решением Арбитражного суда - то есть процедура банкротства не проводится.
В то же время, отмечает минэнерго, в Архангельской области существует проблема платежной дисциплины. Задолженность потребителей перед "Архэнергосбытом" на 1 марта составила огромную сумму -- 3,3 млрд рублей. При этом половина этой задолженности относится как раз к "неотключаемым" потребителям: прежде всего предприятиям и организациям сферы ЖКХ, а также бюджетным и бюджетозависимым предприятиям и организациям, которые осуществляют свою деятельность на оборудовании, обеспечивающем жизнедеятельность региона.
По мнению коллектива "Архэнергосбыта", подобные хронические проблемы возникли из-за того, что региональные вопросы энергетики, инвестиций и тарифообразования до сих пор четко не проработаны и не урегулированы как на федеральном, так и на региональном уровнях, что и ведет вот уже в течение двух лет к хроническому возникновению конфликтных ситуаций.
Между тем Архангельская область не первый день испытывает дефицит электроэнергии и нуждается как в реконструкции существующих мощностей, так и в создании новых.
Еще в 2009 году властями региона был заключен меморандум о сотрудничестве и социальном парнерстве в сфере развития и модернизации ЖКХ и ТЭК Архангельской области. В соответствии с ним, чешская компания Enkom при поддержке Чешского Экспортного банка и при сотрудничестве с "Роскоммунэнерго" бралась построить и реконструировать в Архангельской области генерирующие подстанции, включающие когенерационные установки, работающие на природном газе и древесном топливе. В том числе предполагалось перевести на передовой метод когенерации работающие сейчас на мазуте котельные и подстанции, что увеличило бы их КПД до 90%.
В результате реализации проекта стоимостью 1 млрд евро предполагалось создание и реконструкция до 500 МВт электрических мощностей и выработка 18 млн Гкал тепла в год. Это полностью покрыло бы потребности Архангельской области в тепле и на 100% - потребности в покупной электроэнергии.
Увы, этот проект был фактически заморожен. До сих пор не подписано и соглашение от 2012 года о создании в Архангельской области с помощью германского партнера - земли Шлезвиг-Гольштейн - ветроэнергетических установок (проект "Энергия Арктического ветра"). А между тем ветрогенерация - одна их наиболее перспективных для региона источников в сфере производства возобновляемой энергии.
Для справки: генерация в Архангельской области до сих пор работает, в основном, на дизтопливе и мазуте. Соответственно, дорога и электроэнергия - при этом есть вопросы о соответствии рыночным ценам закупок дизтоплива. Кстати, о цене электроэнергии, приобретаемой для потребителей у структуры "Архэнерго" - Мезенской ДЭС. Так, в 2009 году цена покупки составляла более 8,67 руб/кВтч при среднеотпускном тарифе в 2,63 руб, в т.ч. для населения - в 1,58 руб/кВтч. В 2010 эти цифры были такие: покупка за 10,95, тарифы 3,21 и 1,9 руб/кВтч. В 2011 - 9,85, 3,53 и 2,09 соответственно. В 2012-м - 12,83, 3,56 и 2,14. В 2013-м - 16,15, 3,93 и 2,37. За четыре месяца текущего года цифры такие: Мезенская ДЭС продает свою электроэнергию по 15,09 руб/кВтч при среднеотпускном тарифе в 4 руб, в т.ч. для населения - 2,44 руб/кВтч.
Интересно посмотреть, как выглядит тарифообразование в электроэнергетике Архангельской области. Так, из 100% тарифа на электроэнергию на долю "Архэнергосбыта" приходится 5,5 %, ТГК-2 - 30-40%, МРСК Северо-Запада - 50-60%. То есть львиную долю в тарифе занимает та самая дорогущая дизельная генерация и снисходительное отношение МРСК к некоторым потребителям.
Как говорится в заявлении "Архэнергосбыта" в ФАС, на 1 апреля число "неотключаемых" потребителей в области составляет 771 предприятие, при этом общая сумма обеспечения обязательств по оплате электрической энергии по всем указанным потребителям составляет в целом из расчета годового потребления 1817 млн руб. Общая величина убытков ОАО "Архэнергосбыт" за весь период составляет 560 млн руб.
"Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий", - отмечается в заявлении. В соответствии со ст. 22 Закона "О защите конкуренции" "Архэнергосбыт" просит ФАС "обеспечить государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, провести проверку указанных в заявлении фактов и в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства возбудить дело и привлечь к ответственности лиц, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства". Возможно, именно ФАС поможет разрешить коллизию между гарантированными поставками электроэнергии и нежеланием некоторых региональных и местных властей платить за них. А заодно поднять вопрос о странностях ценообразования, когда львиная доля тарифов образуется именно за счет сетевых компаний, а не генерации.