03.06.2014 23:41
    Поделиться

    Доля России в мировой торговле СПГ составит не менее 10% к 2020 году

    Экспорт сжиженного природного газа зависит от иностранного судостроения
    Зависимость страны от поставщика транспортной технологии нередко затрудняет экспорт многих видов продукции.

    Это в полной мере относится и к рынку сжиженного природного газа (СПГ), где усиливается конкуренция между многими странами - экспортерами СПГ. Отражением ее является и тот уникальный факт, что российский СПГ поставляется ряду стран - соседей Катара, одного из крупнейших в мире производителей СПГ. Из России эта продукция экспортируется в Японию, Южную Корею, КНР, Индию, на Тайвань, в Великобританию, США, Мексику, Кувейт и ОАЭ. Однако танкерный флот у российской стороны пока ограниченный. Он состоит лишь из пяти зафрахтованных газовозов.

    В общемировых перевозках СПГ сегодня преобладает специализированный флот, построенный, главным образом, на верфях Японии, Северной Америки и индустриальных "драконов" Азии. Между тем доля России в общемировой торговле этим продуктом к 2020 году прогнозируется не ниже 10 процентов. Это требует должного транспортного обеспечения: основная часть флота СПГ пока строится за рубежом.

    Еще в середине 1970-х транспортные и судостроительные компании упомянутых стран на основе тщательного анализа динамика спроса и потребления газовой продукции, пришли к выводу, что будет стабильно расти спрос на СПГ и, соответственно, на перевозку этой продукции. Как следствие, своевременно была освоена вся технологическая цепочка, обеспечивающая доставку СПГ на любые расстояния и в любых природно-климатических условиях. Такая технологическая перестройка была связана и с тем, что страны Северной Америки и индустриальные "драконы" Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) были уже тогда крупными импортерами СПГ. Сегодня они "драконы" по-прежнему в числе крупных потребителей этого продукта, а страны Северной Америки развивают экспорт уже своего СПГ (замещая его на внутреннем рынке, главным образом, сланцевым газом и продуктами его переработки). Немного позже, к концу 1980-х крупным потребителем СПГ и производителем специализированных газовозов стала КНР. Развивать газовозное судостроение планируется и в регионе Персидского залива, на Тайване, в Австралии, в Юго-Восточной Азии и в Карибском бассейне.

    В конце 2013 года, по данным Международного газового форума, мировой портфель заказов на строительство газовозов СПГ насчитывал 44 судна: 32 океанских, 8 - прибрежных, три плавучих хранилища СПГ и одно судно-заправщик. Стоимость новых контрактов оценивается более чем в 8 млрд долл. 25 газовозов уже строятся в Южной Корее, в том числе для перевозок российского (дальневосточного) СПГ, 14 - в Китае и 5 - в Японии. В 2013 году было построено 11 газовозов СПГ. С учетом портфеля заказов мировой флот газовозов сейчас превышает 120 судов.

    По мнению Юрия Рыбалкина, главы "Морской инженерной компании", на отечественных верфях пока не готовы строить такого рода суда в "серийном" порядке. "Только три страны в мире освоили массовое строительство газовозов - Япония, Южная Корея и США", - отмечает он. При этом там постоянно развиваются технологии газовозного судостроения.

    Доля России в общемировой торговле сжиженным природным газом к 2020 году прогнозируется не ниже 10%

    Однако парк газовозного флота в мире будет расти медленнее, чем спрос на его услуги. По данным руководителя газового подразделения компании Mitsui OSK Bulk Shipping Сурьяна Вирья-Шимуновича, в 2015 году верфи спустят на воду 17 газовозов, в 2016-м - не более 6. В результате в 2017 году недостаток судов составит 14 единиц, в 2018-м - 51, а к 2020 году неудовлетворенный спрос мирового рынка СПГ достигнет 160 судов.

    При этом сам рынок СПГ ощутимо возрастет: с 2018 по 2020 год начнут работу десятки заводов по производству СПГ. Только в США четыре крупных проекта недавно получили правительственное разрешение на экспорт этого продукта в страны за пределы Североамериканской зоны свободной торговли (США, Канада, Мексика). Эти поставки начнутся не позже 2019 года, а их совокупная мощность составит 50 млн тонн в год. Аналогичные проекты запланированы в Австралии, Канаде, Мозамбике, Алжире и Малайзии, в ряде арабских стран Персидского залива и Карибского бассейна.

    Тем временем на юго-восточном Ямале продолжается строительство порта Сабетта - это часть комплексного плана "Ямал СПГ", который предусматривает строительство мощностей по производству до 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Ввод в строй первой очереди этого проекта намечен на 2017 год. "Порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем не только как монопорт для транспортировки СПГ, - отмечает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. - Сабетта может использоваться как многофункциональный терминал для разного рода грузоперевозок, обеспечивая, потребности соседних регионов в экспорте". При этом строительство железнодорожного участка Бованенково-Сабетта в 2014-2015 гг. сформирует основную грузовую базу нового порта. Поставки СПГ из Сабетты намечаются в КНР, Японию, Южную Корею и в некоторые страны ЕС.

    "В последние годы наблюдается стагнация газового рынка Европы, - пояснил "РГ" руководитель агентства "Газовый бизнес" Михаил Еромолович. - Вместе с тем в мировом газоснабжении увеличилась роль сжиженного природного газа. Евросоюз, в рамках своей энергетической диверсификации, развивает приемные терминалы СПГ. После завершения их строительства, предприятия, например, прибалтийских стран будут обязаны закупать определенную долю СПГ именно на таких терминалах. Понятно, что за счет сокращения закупок российского трубопроводного газа. В то же время, учитывая быстрый рост производства СПГ в мире, нецелесообразно отдавать конкурентам долю этого рынка".

    Поделиться