29.05.2014 23:28
    Поделиться

    Установлена наиболее вероятная причина аварии ракеты "Протон"

    Определена наиболее вероятная причина падения ракеты "Протон"
    Как сообщил председатель Межведомственной комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк, наиболее вероятной причиной аварии ракеты "Протон-М", произошедшей 16 мая, стало разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты.

    Сейчас Межведомственная комиссия анализирует все аспекты нештатного пуска, из-за которого был потерян самый современный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Телеметрия зафиксировала: на этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация. Космический аппарат не был выведен на орбиту.

    По решению Роскосмоса и Минобороны для расследования аварии была создана Межведомственная комиссия, в которую вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, ОРКК, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО "Техномаш", ЦНИИ Войск ВКО и других организаций. Сейчас специалисты продолжают анализировать телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты работают как на Байконуре, так и в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях и т.д.

    Пока остаются четыре основные версии причины аварии. И все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата, разгерметизация магистрали питания горючим, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор, засорение фильтра по линии горючего. Как сказал Данилюк, все версии детально анализируются и остаются в работе. Но на сегодняшний день более вероятной представляется версия разрушения узла подшипника турбонасосного агрегата.

    Кстати, не исключается пока и версия преднамеренного саботажа. Надо сказать, что версия, связанная с человеческим фактором, в том числе с намеренным нарушением технологических норм производства, рассматривается при расследовании любой аварии и инцидента, это стандартная процедура. Что касается данной аварии, то у комиссии нет каких-либо данных, указывающих на это.

    По результатам работы в КБ химавтоматики и на Воронежском механическом заводе, где производят рулевые двигатели, а также на ракетно-космическом заводе в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева "комиссия не выявила каких-либо нарушений, которые могли бы стать непосредственной причиной аварии", сказал глава МВК.

    По его словам, Роскосмос сейчас готовит доклад в правительство РФ о ходе расследования.

    Комментарий

    Владимир Уваров, генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу:

    - Я считаю, что все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска. В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно. Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана... Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один.

    Сейчас военную приемку на космические производства вернули. Но в режим эффективной работы она еще так и не вошла. Расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Кстати, четвертую составляющую до последнего времени вообще перестали рассматривать. И хорошо, что стандартная процедура вернулась в полном объеме.

    Между тем

    Вчера на МКС прибыл новый экипаж - россиянин Максим Сураев, астронавт НАСА Рид Вайзман (НАСА) и астронавт ЕКА Александер Герст. Впереди у них 167 суток напряженной работы. "У нас большая научная программа: с американской стороны три выхода, с российской стороны три выхода. У нас будут "Прогрессы", новые американские корабли Orbital и Space-X. Хорошая, наполненная, насыщенная программа", - делился перед полетом Максим Сураев. Это его уже второй полет на орбиту. А вот у его зарубежных коллег - космическая премьера.

    Это уже пятая стыковка пилотируемых "Союзов" с МКС по укороченной шестичасовой схеме. "Новобранцев" встречали работающие на станции с марта этого года россияне, а также американец Стивен Свонсон. Великолепная шестерка будет вместе трудиться до сентября.

    Поделиться