28.05.2014 12:54
    Поделиться

    Музыкальный фестиваль в Петербурге откроет премьера "Троянцев"

    На новой сцене Мариинского театра вечером состоится премьера оперы Гектора Берлиоза "Троянцы". Спектакль открывает XXII музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей", который пройдет в Санкт-Петербурге с 28 мая по 31 июля.

    Мариинский театр обращается к эпическому произведению Берлиоза, написанному по мотивам "Энеиды", уже не в первый раз. В 2009 году Карлуш Падрисса представил футуристическую версию оперы, где троянский конь - это компьютерный вирус, а Эней, покинув Дидону, улетает на Марс. В новую постановку внесены лишь элементы иного времени, их роль, по замыслу режиссера - усилить впечатление от происходящего на сцене.

    - Мне показалось правильным говорить и о легендарном плане, и о современности, - рассказал режиссер-постановщик Яннис Коккос. - Мы хотим добиться на сцене правдивой грубости, агрессии, но воинам с копьями, как это было в Древней Греции, уже никто не верит, и потому на сцене они - с современным оружием. Хочется говорить тем языком, который будет достоверен для сегодняшнего зрителя.

    Примечательно, что в рамках фестиваля в этом году состоится еще одна похожая премьера. Снова эпическая опера, на ту же тему, на той же сцене - новое прочтение. Публике будет представлена грандиозная "Война и мир" Сергея Прокофьева в постановке британского режиссера Грэма Вика. Спектакль состоится 15 и 16 июля.

    По мнению художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, новая редакция - это работа над созданием репертуара новой сцены, Мариинки-2. Не все спектакли, механически перенесенные в новые условия, где другой свет и звук, другие технические возможности, оказались на своем месте.

    - Меня лично интересуют народные сцены, меньше - политическая подоплека этого произведения, и еще меньше - связь с современностью. Прокофьев в 1944 году, наверное, думал о Сталине и Гитлере, но мне этого не надо, - рассказал Гергиев. - Глупо говорить, о чем будет спектакль, мы еще в поиске. Но это будет новый опыт, и мне хочется, чтобы возникла постановка, которая покажет новые возможности театра и возможности труппы. При этом спектакль Андрея Кончаловского 2000 года в репертуаре останется.

    Коккос, в свою очередь полагает, что соседство двух таких постановок в рамках одного фестиваля, может быть, и случайно, но созвучно сегодняшнему времени: "Два произведения говорят о войне и мире по-разному, но хорошо, что эти темы подвергаются обсуждению, и очень важно это делать сегодня".

    Всего за 65 дней фестиваля "Звезды белых ночей" на трех площадках - историческая и новая сцена, а также концертный зал Мариинского театра - будет дано около 200 концертов и спектаклей, в том числе 58 оперных и 55 балетных. В этой части фестиваля тоже многочисленные премьеры: "Сильвия" в постановке Фредерика Аштона, которая была показана вчера одновременно с "Троянцами", и его же "Маргарита и Арман". 8 и 9 июня спектакль, который Аштон создавал специально для Рудольфа Нуреева в паре с Марго Фонтейн, исполнят Ульяна Лопаткина и Тимур Аскеров. Одноактные балеты выдающегося современного нидерландского хореографа Ханса ван Манена "Адажио для клавесина", "Вариации для двух пар", "Соло" и "Пять танго" будут представлена 15 и 17 июня.

    Кстати

    Валерий Гергиев отметил, что в связи с ситуацией на Украине во время гастролей Мариинского театра за рубежом все же возникали определенные сложности. Но о международной изоляции России речь не идет.

    В непростых политических условиях, когда возникали дебаты, угрозы, резкие и не всегда правдивые заявления, мы выступали уже в десятках стран, и все до одного выступления завершались в музыкальной сущности, а не в политической, - заявил он. - Всегда побеждает Чайковский. Я не верю в международную изоляцию России. Да, мы находимся в непростой ситуации. Но в свое время меня предупреждали, что и в Мюнхене нам будет сложно выступать, однако далеко не каждый театр сможет собрать такой зал, который собрали мы в этом городе.