26.05.2014 23:45
Поделиться

Промышленники высказались за новые протекционистские законы

Вопрос необходимости скорейшего развития в России импортозамещения промышленной продукции в связи с последними геополитическими событиями в Европе сейчас стал особенно актуален. Недавно на этой проблеме акцентировал внимание и Владимир Путин на совещании с руководителями оборонных предприятий, когда возникла угроза срыва поставок украинских комплектующих для российского ОПК.

Впрочем, как заметил председатель комитета ТПП по промышленному развитию Валерий Платонов на "круглом столе" "Актуальные вопросы импортозамещения и развития внутреннего рынка промышленной продукции: законодательные и технологические аспекты", задача эта не только, вернее, не столько политическая. Речь идет о национальной и экономической безопасности страны, развитии внутреннего рынка. Вступление России в ВТО должно подтолкнуть власть по-новому осмыслить проблемы защиты отечественного товаропроизводителя. И здесь, кстати, не грех присмотреться к опыту Старого Света. Три европейских государства - Германия, Франция, Италия - способны "завалить" всю Европу своими автомобилями, сказал Валерий Платонов. Тем не менее и другие страны: Чехия, Швеция, Венгрия, Польша и др. - старательно и бережно развивают и поддерживают свой автопром. "Если, например, мы закроем АвтоВАЗ, для авторынка как такового большой трагедии не произойдет, - сообщил он "РГБ", - но без работы останутся сотни тысяч людей не только в Тольятти, но и в других городах, где производят комплектующие. И дело даже не в том, что безработным придется платить пособия. Сентенцию "труд создал человека" еще никто не отменял. Без дела люди деградируют. Поэтому импортозамещение - это стимул для развития общества и государства".

Однако, заметил вице-президент Национальной технологической палаты Петр Титов, необходимо определиться, что для государства важнее: сам процесс или же результат - конкурентоспособная продукция на основе кооперации российских предприятий. Если процесс, то здесь у нас с законодательным обеспечение все в порядке: на тему "процессов" в стране написаны тысячи законов. В том числе и недавно вступивший в силу 44-ФЗ. А результату поспособствует скорейшее принятие закона о промышленной политике, который все никак не созреет в недрах минпромторга. В ст. 19 он четко устанавливает приоритет для отечественной продукции при проведении не только госзакупок, но и закупок "отдельными видами юридических лиц". Принятие закона о промполитике поспособствует старту эволюционного развития законодательной среды для социально-экономического подъема России, считает Петр Титов. Но для того, чтобы этот ФЗ начал работать, необходимы не только "профильные" подзаконные нормативно-правовые акты, но и одновременное принятие закона о государственном стратегическом планировании как макросреды для долгосрочных заказов. Но при этом эксперт не исключает, что нынешняя промышленная среда будет поначалу отторгать закон о промполитике. Поэтому прежде всего, уверен Титов, необходимо "импортозаместить" отжившие свое индустриальные технологии.

Замгендиректора компании "Российская электроника" Арсений Брыкин отметил, что при этом не стоит поддаваться соблазну "заместить" все и вся: в современном мире без кооперации не обойтись. Но сначала нужно четко определить потребности внутреннего рынка и его масштабы: Россия, Таможенный союз или СНГ? Учитывая, что со следующего года мы уже должны жить в Едином экономическом сообществе с Белоруссией и Казахстаном, под внутренним рынком логичнее подразумевать ТС.

Здесь необходимо иметь в виду еще и особенности потребительского менталитета. Когда нам необходим какой-либо продукт, в первую голову мы обращаем внимание на его качество и цену; страна происхождения в этом случае может играть чуть ли не последнюю роль. Дело тут не в космополитизме: потребитель ищет выгоду. И требование, чтобы завод, допустим, из Калининграда покупал шурупы не в Польше, а во Владивостоке говорит не о патриотизме, а идиотизме. Поэтому, считает Брыкин, мало произвести качественный и конкурентоспособный продукт, надо еще интегрировать его в новую цепочку поставок. Именно разрушение старых логистических схем при переходе на импортозамещение может быть наиболее болезненным для предприятий.

Еще как пример здесь можно привести апрельский контракт "Силовых машин" на поставку турбин в Финляндию: при проведении торгов питерская компания обошла не какую-то там "шарашкину контору", а немецкий "Сименс". Вот что значит налаженные логистические связи вкупе с качеством товара! "Низкая конкурентоспособность отечественного оборудования - это миф, который выгоден исключительно глобальным компаниям. Он наносит ущерб нашей промышленности, лишая ее возможности разрабатывать и внедрять перспективные технологии", - считает гендиректор НП "Союз инженеров-энергетиков" Николай Татаринов.

Профильный комитет ТПП РФ по итогам "круглого стола" принял обращение к правительству с просьбой дополнить госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" новым разделом по восстановлению в России производства элементной базы для ОПК, номенклатура которой у нас сейчас практически отсутствует. Это будет способствовать реальному импортозамещению в сегменте промышленных технологий на внутреннем рынке, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, а также обеспечит существенные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Также необходимо как можно скорее разработать и утвердить систему государственного протекционизма в отношении импортозамещения и производства приоритетных российских промышленных продуктов.