21.05.2014 23:45
    Поделиться

    В зоны опережающего развития на ДВ вложат триллионы частных инвестиций

    К 15 июня, согласно поручению Владимира Путина, во Владивостоке должна появиться особая экономическая зона. Скорее всего, ОЭЗ промышленно-производственного типа откроется здесь на базе автосборочного предприятия "Соллерс-ДВ". И в ближайшее время на Дальнем Востоке откроется еще несколько таких территорий.

    Сейчас в Госдуме находится законопроект, разработанный минвостокразвития о территориях опережающего развития (ТОР). Законопроект, в частности, предусматривает льготные ставки аренды, налоговые льготы и льготы по страховым платежам, возможности льготного подключения к объектам инфраструктуры, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и создание возможностей найма иностранных граждан в облегченном порядке.

    Кроме того, минвостокразвития совместно с минэкономразвития, минфином и минрегионом до конца мая проработают вопрос об установлении специальных критериев и повышающих коэффициентов при распределении субсидий, а также других механизмов, направленных на создание условий для опережающего развития Дальнего Востока.

    - Первые территории опережающего развития, конечно, будут привязаны к крупным городам, это наиболее конкурентоспособные места, - считает заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов. - Их расположение и основной экономический профиль мы сейчас активно обсуждаем с заинтересованными потенциальными инвесторами.

    В ведомстве полагают, что в перспективе ТОРы появятся во всех субъектах РФ на Дальнем Востоке. Из 400 перспективных площадок было отобрано 23 первоочередных. Дальше все будет зависеть от финансирования, прежде всего дополнительной инфраструктуры: где-то надо проложить дорогу, реконструировать железнодорожную ветку, модернизировать и оборудовать порт.

    Предположительно границы ТОР будут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч гектаров. Здесь есть такие крупные площадки, как, например, парк поставщиков для Объединенной строительной корпорации в Комсомольске-на-Амуре.

    По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушка, в Приморье уже отобрано восемь подходящих площадок, где наиболее подготовлены земельные участки, есть инфраструктура, логистика и т. д. Предполагается, что объем внебюджетных инвестиций, который может быть привлечен на вновь созданные территории, составит более двух триллионов рублей только в Приморском крае. То есть, вкладывая в проект 1 казенный рубль, власти рассчитывают получить более 10 рублей частных инвестиций.

    В минвостокразвития считают, что помимо автосборочного производства на статус территории опережающего развития могут претендовать существующие порты, в случае если они будут удовлетворять всем необходимым требованиям.

    - Основная идея нашего законопроекта - создать конкурентные условия с аналогичными площадками в странах АТР, в том числе за счет значительных преференций - это минимальное налогообложение, максимально безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры, - рассказал "РГ" Кирилл Степанов.

    По замыслу авторов законопроекта, ТОР не будут включать в себя действующие поселения. "Мы ведем речь о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле. Более того, мы заложили в законопроекте возможность управляющих компаний организовывать социальные услуги: медицинские и образовательные и т.д., - пояснил чиновник в минвостокразвития.- ОЭЗ, как известно, находятся в ведении минэкономразвития, и там вкладывают в эту структуру несколько иной смысл. Могу по этому поводу сказать только то, что бренд свободных экономических зон пока не завоевал доверия инвесторов и в целом не достиг целей своего создания.

    Что касается преференций, предусмотренных для компаний, которые работают на Дальнем Востоке, в законе оговариваются льготы не для всей территории региона, а только для мест "дислокации" территорий опережающего развития. Планируется, что там будет действовать особый режим землепользования, льготные ставки арендной платы, льготы по налогам и страховым платежам, особый режим госконтроля и муниципального контроля, льготное подключение объектов инфраструктуры.

    Резиденты ТОР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары: сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0 процентов, в региональный - всего 5% (в течение десяти налоговых периодов). В дальнейшем - не более 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций. Общая налоговая нагрузка на резидентов ТОР составит 12,2%.

    Кроме того, там будут применяться таможенные процедуры свободной таможенной зоны, технические и санитарные регламенты наиболее развитых стран.

    - Государственная программа развития Дальнего Востока рассчитана до 2025 года и ставит перед собой очень объемные задачи по опережающему социальному и экономическому развитию макрорегиона. Государство планирует создать здесь эффективно действующую транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру. Именно в этом и состоит один из главных приоритетов - снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке с западными регионами страны.

    Другое дело, что для этого приходится бороться за выделение финансов, и не только на эту программу. В равной степени это касается ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока", которая действует до 2018 года. По решению государственной комиссии по развитию Дальнего Востока (от 2 апреля 2013 года) на эту ФЦП должно выделяться не менее 100 миллиардов рублей ежегодно, с 2013 по 2017 год. Однако бюджетные обязательства Российской Федерации на программу предусмотрены только в размере 171 миллиарда рублей на все годы реализации, - отметил Кирилл Степанов

    Прямая речь

    В этом году начала работать Государственная программа развития Дальнего Востока и Забайкальского региона, рассчитанная до 2025 г. У истоков разработки стоял минрегион, попросив на ее реализацию около 3,8 трлн рублей. Разрабатывая программу, исходили из того, что те 12 регионов, которые ею охвачены, должны обеспечить ускоренное развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Уникальное географическое местоположение наших территорий, богатая минерально-сырьевая база позволяют России выступать мостом в мировой торговле между Европой и государствами АТР. Регулярные транспортные перевозки нефти, газа и других ресурсов через Северный морской путь и Транссиб могут стать главным транспортным элементом международного товарообмена, существенной базой, формирующей доходную часть бюджетной системы.

    Поделиться