16.05.2014 21:19
    Поделиться

    Режиссер из США попытался разгадать феномен советского хоккея

    В пятницу Каннский фестиваль показывает документальный фильм под интригующим названием "Красная армия". Его задумал и снял молодой американский кинорежиссер российского происхождения Гэйб Польски, участие в фильме приняли Владимир Познер и легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов.

    Родившийся в США Польски сделал попытку, отталкиваясь от методики российских тренеров, категорически не похожей на американскую, понять смысл советской системы, способной породить такую команду века, как ЦСКА. Понять роль, какую играл в России хоккей - в СССР он был, понятно, значительно больше, чем спортивная игра. Понять, по словам режиссера, вклад, который хоккей сделал в культуру, политику и наследие Советского Союза времен холодной войны. Из его фильма ясно, что в хоккее он видит знак советской эры, ее взлета и падения.

    Польски родился в семье русско-украинских эмигрантов в Чикаго. По его словам, на коньки встал в шесть лет, в Йельском университете был членом студенческой хоккейной команды. Позже вместе с братом Аланом поставил и спродюсировал фильм "Мотельная жизнь", получивший четыре премии Римского фестиваля 2012 года. Он был также сопродюсером таких картин, как "Плохой лейтенант" Вернера Херцога и нескольких документальных лент. Среди запущенных им проектов - "Мастер и Маргарита" по Булгакову. 

    Свой взгляд на советский хоккей он выразил в полуторачасовом фильме. Его заинтересовала в первую очередь разница между хоккеем в Северной Америке, который опирается на звезд, и командой ЦСКА, где ставка на коллектив. В его понимании, практика ЦСКА в высшей степени выражала советскую идеологию страны коммунистического диктата. Перед командой ставилась чисто идеологическая задача своими победами доказать преимущества советского строя. Более того, вопреки расхожему мнению, что только индивид способен к творческому подходу, Польски утверждает, что это прерогатива коллективистского сознания, и что ЦСКА это доказал делом.

    В качестве рассказчика в фильме выступает Вячеслав Фетисов - первый из советских спортсменов, которому было разрешено играть в зарубежных командах - он стал членом НХЛ, и его личность в сознании западных болельщиков эволюционировала от образа "врага" к образу "своего парня". В фильме эта фигура подана как воплощение взлета и падения самой холодной войны.

    Вторым героем картины стал Виктор Тихонов - тренер ЦСКА. По фильму, он был воплощением самого СССР как диктаторской "империи зла". В доказательство приводится рассказ Владислава Третьяка о том, как он просил Тихонова разрешить ему тренироваться дома, чтобы повидаться с семьей, но тот категорически отказал. В то время как его соперник канадский голкипер Кен Драйден сумел параллельно с тренировками защитить университетский диплом.

    В предуведомлении к фильму Гэйб Польски пишет:

    "Мой хоккейный опыт доказал мне, что тренировки в США больше сосредоточены на победе, чем на развитии каждого члена команды. Тренеры опекают только выдающихся игроков - тех, кто забивали больше голов. Но когда мне исполнилось 13, я перешел в команду, которой руководил тренер из Советского Союза.

    Как большинство американских ребят, все, что я знал о советском хоккее, - это исторический проигрыш американцам на Олимпиаде 1980 года. Методы нашего тренера и его философия были безжалостны и необычны: нас заставляли ходить на руках и делать кульбиты на льду, мы катались, посадив на закорки товарища про команде. А главная разница была в том, что тренер поощрял творческую инициативу и учил нас ощущать себя командой. Большинство чикагских команд не принимали его всерьез. Но именно он заставил меня полностью переменить свои взгляды на спорт. Я стал изучать старые киносъемки советского хоккея, и то, что я увидел, открыло мне глаза. Советский хоккей оказался на удивление креативен и импровизационен. Хоккеисты двигались подобно единому организму, и это более походило на вид искусства, чем на спортивную игру. Мне захотелось так играть!
    В Йельском университете я изучал политику и историю, и там я понял, насколько необычную роль играл спорт в СССР. Команда ЦСКА служила инструментом пропаганды, который должен был доказать преимущества советской системы. Государственные вливания в команду были огромными. Жесткость требований, предъявляемых к игрокам, отражали общий стиль системы. Было ясно, что государственная идеология отразилась и в стиле игры ЦСКА. Личность ценилась дешево: выдающиеся игроки получали не больше учителя. Нужно прежде всего служить своей команде и своей стране, любые проявления своей индивидуальности, любые вопросы к руководству запрещались.

    Сегодня у руководства России те, кто были преданными фанами ЦСКА, и даже те, кто в нем играли. Понять историю команды и ее эры - значит многое понять о тех, кто принимает решения в сегодняшней России.

    Наш фильм о том, как деспотичная система создала одну из величайших команд в истории. Этот успех дался ценой огромных личностных жертв. Я хотел своим фильмом воздать должное советским усилиям и чествовать искусство, созданное столь уникальным периодом человеческой истории".
    Премьера "Красной армии" в Канне состоится св пятницу поздно вечером. О том, как она прошла, я расскажу в очередном репортаже на сайте "РГ".

    Поделиться