14.05.2014 23:01
    Поделиться

    Шеваров рассказывает о стихах, которые "больше, чем искусство"

    Монахиня Софрония (Алексеева),

    село Ермолино, Ивановская область

    Вы дельфины

    мои черно-белые.

    Я тоскую по морю

    и вам!

    Вы друзья мои добрые,

    нежные,

    Мой привет передайте

    морям...

    Леонид Горелый

    Год назад в рубрике "Календарь поэзии" было напечатано мое письмо о Леониде Горелом ("Неопалимая тетрадь", 4 апреля 2013 года), а я до сих пор получаю отклики. Сколько добрых слов услышано от читателей газеты! Спасибо вам, дорогие друзья!

    Ваши сострадание, письма и гостинцы поддержали Леонида в тяжелые дни болезни, а молитвы помогли ему по-христиански перейти в жизнь вечную. Последние недели он уже не мог жить в своей баньке, и его перевели в братский корпус, где за ним ухаживал послушник - сосед по келье, ставший свидетелем его последних минут: Лёня встал на колени перед иконой, поднял руки и... "ушел в дальний край". Он умер 6 ноября 2013 года в день памяти иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". У меня осталась общая тетрадь Леонида, заполненная аккуратно написанными стихами, но ни одним из этих стихотворений мне бы не хотелось поделиться - они очень слабые. И на этом фоне так выделяется стихотворение, не оставившее равнодушными и вас:

    Жизнь моя на земле

    отцвела,

    Отыграла, отпела,

    увяла;

    И веселой, и грустной

    была.

    Смерть в ворота мои

    постучала...

    Может быть, это именно о таких стихах Марина Цветаева говорила (в 1932 году в статье "Искусство при свете совести"): "Еще не искусство, но уже больше, чем искусство. Такие вещи часто принадлежат перу женщин, детей, самоучек - малых мира сего. Такие вещи часто вообще никакому перу не принадлежат, ибо не записываются и сохраняются (пропадают) устно. Часто - единственные за жизнь. Часто - совсем первые. Часто - совсем последние..."

    К своим любимым стихам из всех, которые "когда-либо читала, когда-либо писала", относит Цветаева стихотворение безвестной монахини Новодевичьего монастыря:

    Что бы в жизни

    ни ждало вас, дети,

    В жизни много

    есть горя и зла,

    Есть соблазна

    коварные сети,

    И раскаянья жгучего

    мгла,

    Есть тоска

    невозможных желаний,

    Беспросветный

    нерадостный труд,

    И расплата годами

    страданий

    За десяток счастливых

    минут. -

    Все же вы не слабейте

    душою,

    Как придет

    испытаний пора -

    Человечество живо

    одною

    Круговою порукой

    добра!

    Где бы сердце вам жить

    ни велело,

    В шумном свете

    иль сельской тиши,

    Расточайте без счета

    и смело

    Вы сокровища вашей

    души!

    Не ищите, не ждите

    возврата,

    Не смущайтесь

    насмешкою злой,

    Человечество все же

    богато

    Лишь порукой добра

    круговой!

    Марина Цветаева так комментирует эти навсегда запомнившиеся ей строки: "Возьмем рифмы - явно-обычные... Возьмем размер, тоже ничем не настораживающий слуха. Какими средствами сделано это явно большое дело?

    - Никакими. Голой душою".

    "Стихи - лишь эпиграф к деланию добра, - сказал Дмитрий Шеваров в одной из статей, - но порой без этих строчек трудно сделать первый шаг".

    Леонид Горелый часто вспоминал Дмитрия, благодарил его за публикацию. Мы все рады встрече с "Календарем поэзии", потому что автор рубрики может передать нам свою любовь к поэзии, показать, "как в картинах времен года, в описаниях таяния снегов и синевы неба, золотого листопада и тихого сияния звезд возвещается Господнее милосердие". И главное - мы видим "сокровища души", которые расточаются "без счета и смело" и потому раскрывают в наших сердцах все лучшее и светлое.

    Человечество все же

    богато

    Лишь порукой добра

    круговой!

    Поделиться