24.04.2014 12:15
    Поделиться

    Госжилинспекция: Омские УК обманывают жильцов

    Как управляющие компании обманывают жильцов
    Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства волнуют практически всех сибиряков. О том, почему состояние жилого фонда в регионе оставляет желать лучшего и как заставить управляющие компании работать честно, корреспондент "РГ" расспросил руководителя Госжилинспекции Омской области Сергея Плисова.

    Сергей Владимирович, сколько управляющих компаний обслуживают жилье омичей?

    Сергей Плисов: Сегодня на территории города Омска работает 87 управляющих компаний, хотя еще три года назад их было вполовину меньше. В последнее время "жилищных" организаций появляется много. Однако это не свидетельствует о том, что на рынке есть необходимая конкуренция, а значит - жильцы будут в выигрыше. Увы, для некоторых дельцов обслуживание жилья - это, прежде всего, возможность легкого и быстрого заработка денег.

    Так, есть управляющие компании, которые специально создаются для того, чтобы выводить финансовые средства собственников жилья. Как правило, это происходит следующим образом. В многоквартирный дом приходят прилично одетые молодые люди и начинают предлагать жильцам "коммунальный рай". Обещают починить трубы, залатать крышу и установить выгодные тарифы. В результате собственники принимают решение перейти к новой управляющей компании, несмотря на то, что ей без году неделя.

    После этого управленцы начинают ежемесячный сбор средств с жильцов, не оказывая им вообще никаких услуг. Пока обманутые горожане поднимают тревогу, компания успевает обанкротиться и создать двойника с аналогичным названием. К примеру, в УК "Микрорайон "Заозерный" таким способом похитили более 600 тысяч рублей. По моим данным, каждая вторая управляющая компания в Омске провела реорганизацию и перерегистрацию, чтобы уйти от ответственности по долгам перед омичами и ресурсоснабжающими организациями.

    Каковы последствия такого "управления" для жильцов?

    Сергей Плисов: В такой ситуации большинство жильцов даже не подозревает о том, что их компания сменила ИНН и является уже другим юридическим лицом. А это значит, что они уже не вправе предъявлять ей претензии за невыполненные работы. Проблема заключается еще и в том, что, согласно закону, мы не можем проводить плановые проверки в новой организации на протяжении трех лет. Если жильцы не будут сами контролировать работу жилищников и следить за состоянием своего дома, то за указанный период управленцы могут выжать из людей все соки и бросить здание на произвол судьбы.

    Только в течение прошлого года количество брошенного жилья в Омске возросло на тридцать процентов. В настоящее время на территории города расположено 846 многоквартирных домов, которые вообще никто не обслуживает. А за "малосемейки", где много лицевых счетов и хорошая собираемость средств, управляющие компании ведут настоящие войны и забрасывают жильцов двойными квитанциями. У нас есть дом на улице Бородина, который обслуживает сразу несколько организаций. А старые двух-трехэтажные здания жилищников вообще не интересуют. Потому что, как правило, они находятся в ветхом и аварийном состоянии и не приносят прибыли.

    Но ведь в них тоже живут люди. Как им быть? В одноэтажных домах на 27-й Линии, например, несколько лет не работают туалеты, с улицы не вывозится мусор, а через дырявые крыши домов можно смотреть на звезды.

    Сергей Плисов: Этот вопрос, действительно, стоит очень остро. Последствия подобного отношения к жилому фонду весьма печальны. Состояние этих домов и так оставляет желать лучшего, а бросать их без присмотра - значит, обречь на дальнейшее разрушение. В качестве примера можно привести пятиэтажку на улице Круговой, где более десяти лет не было хозяина. Дом полностью развалился, и в настоящее время находиться в нем опасно для жизни.

    По закону, органы местного самоуправления обязаны провести аукцион среди управляющих компаний на обслуживание нерентабельных домов. Но жилищники не горят желанием участвовать в подобных торгах. В таком случае городская администрация должна либо создать муниципальную управляющую компанию, либо субсидировать те частные организации, которые возьмут на свои плечи заботу о проблемном жилье. Выход из этой ситуации городские власти должны найти в самое ближайшее время. Иначе именно чиновникам придется отвечать за рухнувшие перекрытия и перемерзшие стены.

    На что чаще всего жалуются в инспекцию омичи?

    Сергей Плисов: Прежде всего, стоит отметить, что поток обращений в Госжилинспекцию вырос в разы. Только с начала этого года к нам поступило около двух с половиной тысяч заявлений от горожан. Самый злободневный вопрос - начисления за общедомовые нужды. В наиболее сложной ситуации оказались жильцы бывших общежитий: они вынуждены ежемесячно оплачивать огромные суммы за воду и электроэнергию в местах общего пользования. Мы готовим обращение к губернатору, в котором просим пересмотреть условия расчета.

    Очень много жалоб поступает на прохудившуюся кровлю и неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций. Тревожит горожан и то, что управляющие компании отказываются предоставлять информацию о своей деятельности. Жилищники нередко скрывают от горожан даже то, на что конкретно потратили собранные с них средства. Между тем такую информацию вправе получить любой собственник. По закону, она должна быть размещена не только на сайте компании, но и на специальных стендах в офисе. Чтобы бабушка, у которой нет Интернета, могла увидеть и понять, куда пошли ее деньги.

    Омичи сетуют также на то, что им грубят, а заявки выполняют только за дополнительную плату. Это парадокс, но управляющие компании сегодня диктуют условия собственникам и при этом благополучно живут за их счет.

    Какие меры предпринимаются, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

    Сергей Плисов: До недавнего времени у нас работало всего двадцать человек. Между тем на одного инспектора приходится более сотни обращений в месяц. По каждому из них необходимо выехать на место, принять решение, потом проконтролировать, как выполняется предписание. Это огромная нагрузка. Сейчас нам увеличили штат на тринадцать инспекторов, которые будут осуществлять именно надзорные функции. Это позволит оперативнее реагировать на проблемы горожан.

    Кстати, раньше за ненадлежащее исполнение своих обязанностей штрафы накладывались на управляющие компании, и, по сути, они оплачивались опять же из кармана омичей. Теперь подход к наказанию нарушителей изменился, и инспекторы стали применять санкции к должностным лицам - директорам УК, главным инженерам, мастерам участков. Это действует эффективнее. Жилищники начинают устранять нарушения сразу же после того, как получают уведомление о проверке. Естественно, лучше организовать работу, как следует, чем отдавать за бездействие ползарплаты.

    Кроме того, Госжилинспекция начала обращаться в суд в интересах жильцов, что раньше почему-то не практиковалось. Пока таких исков немного, но все они были решены в нашу пользу. К примеру, в Ленинском округе соседи решили поменять в доме систему водоотведения. УК составило им смету на 150 тысяч рублей, но жильцы нашли организацию, которая выполнила те же самые работы за 75 тысяч рублей. Возмущенная УК обвинила жильцов в том, что они нарушили договор и обратилась в суд. Но сотрудники нашего юротдела разнесли в суде их доводы в пух и прах. Дело в том, что у каждой управляющей компании в штате есть юристы, и жильцы нередко проигрывают дело просто потому, что не знают все правовые коллизии. Поэтому мы готовы помочь горожанам отстоять их права в суде.

    Поделиться