22.04.2014 18:17
    Поделиться

    В Петербурге завершаются съемки фильма о женском "батальоне смерти"

    В основе сценария этого фильма - подлинный факт Первой мировой войны, столетие со времени начала которой будет отмечаться в августе текущего года. Факт, правда, хорошо забытый. Умалчивали его десятилетиями. Как и многие другие, связанные с Первой мировой.

    …Они разместились в Инженерном замке Петербурга. Триста женщин - молодых и зрелого возраста. На них тоненькие шинели, чуть прикрывающие суконные штаны, сапоги, а у кого-то и простые солдатские обмотки, фуражки, неспособные защитить от дождя и сквозного ветра. А ветер как нарочно совсем не апрельский, промозглый и резкий, достаёт так, что уже через пять-десять минут ищешь, куда бы спрятаться. Мне-то спрятаться можно, им - нет. Даже если принять во внимание, что это всего лишь киносъемка, и все дамы в шинелях - артистки. "Нет" - это потому, что от них требуется достоверность. Во всем, особенно же в мелочах. Достоверность и точность.

    Женский батальон смерти появился в России весной 1917 года. Приказ о его создании подписал Александр Керенский, в то время глава Временного правительства. Военное командование страны убедило его, что такой батальон необходим для поднятия боевого духа солдат на фронтах Первой мировой. Начинавшейся, замечу, для нас вполне успешно, а завершившейся полным поражением от Германии.

    В учебниках по истории для советских вузов корреспонденту "РГ" доводилось в свое время встречать упоминание об этом батальоне. Но именно - упоминание, не более того. С короткой, помнится, репликой: вот, мол, до чего докатилась буржуазия, отправляла в окопы женщин! Хотя прекрасная половина участвовала у нас и в Крымской войне, и ещё раньше - в Отечественной 1812 года.

    Они были женщинами, но в первую очередь всё-таки большими патриотками - все те, кто весной семнадцатого пришел записываться в батальон, одно название которого не оставляло сомнений в том, что их ожидает. Среди записавшихся были представительницы разных сословий - работницы, крестьянки, дворянки, и разной национальности - помимо русских, также эстонки, латышки, еврейки и даже англичанка. Возглавила батальон Мария Бочкарева.

    Такова реальная основа художественного фильма, задуманного продюсером Игорем Угольниковым. Снимает его режиссер Дмитрий Месхиев.

    Обычная "патриотическая агитка" или действительно историческая драма? Фильм-зрелище, вроде тех, что без устали крутят на наших телеканалах - с узнаваемыми лицами, спецэффектами, компьютерной графикой? Или фильм-размышление, заставляющий не только (и не столько) вспомнить, сколько осмыслить, понять?

    …Воспользовавшись коротким перерывом в съемке, перехожу в замковом дворе условную границу между днем сегодняшним и революционным, первой четверти ХХ века. Вот броневик, сработанный мастерами "по образу и подобию" далекой эпохи. От настоящего не отличишь. Он тут, как я понимаю, для антуража. Как и старый грузовик, и поленницы дров, во множестве раскиданные на съёмочной площадке, и солдатские палатки. У броневика пристроились "девчонки в шинельках". Жуют баранки. Спрашиваю у одной из них, с красивым современным именем Снежана, откуда она, нравится ли ей то, что требуется здесь? В ответ улыбается: "Очень нравится!" В кино Снежана, профессиональная петербургская артистка, снимается регулярно. Все больше пока, правда, в массовках. Свою роль солдатки "батальона смерти" считает серьезной. Готовится к каждому съёмочному дню, прочитав за минувшие полгода, пока идет работа над фильмом, немало исторической литературы.

    Чуть в стороне замечаю известную московскую актрису Марию Кожевникову. У неё в данной картине роль графини Татищевой, решившей послужить Отечеству. Решить решила, но делать толком ничего не умеет. Привыкла к тому, что есть прислуга, которая при необходимости зашьет, сварит, постирает. Вот и в батальон записываться пришла с прислугой.

    - Мне нравится моя роль в "Батальоне смерти", - говорит Мария Кожевникова. Невысокая, хрупкая, с изящными манерами, так "не стыкующиеся" с солдатскими. - Я благодарна авторам фильма, что они ждали меня, не сняли с роли, когда узнали, что жду ребенка. Сейчас, после рождения сына, мне особенно интересно участвовать в этой картине. Воспитать нашего мальчика мы с мужем хотим настоящим мужчиной, а, значит, патриотом своей Родины. Готовясь к съёмкам, я много  читала о Первой мировой войне.

    - Люди того времени и нынешние сильно, на ваш взгляд, отличаются?

    - Мне кажется, сейчас люди более прагматичные. Но не меньшие патриоты. Сужу по Олимпиаде, прошедшей в Сочи и по событиям, связанным с Украиной. Как мы все болели за сборную России на зимних Играх! Вся страна сплотилась. Так потом и с Украиной, Крымом. Вот что для меня важно донести до зрителей нашего фильма - любовь к стране, в которой родился, вырос, живешь.

    В той сцене, что снимается дубль за дублем во дворе Инженерного замка,  участвовало более четырехсот человек. Примерно двести пятьдесят - служивые женского батальона. Дубль мне казался очень простым. Требовалось пройти коротким маршем мимо военного начальства. Всего-то метров сто. Что там сложного - держи спину, тяни ногу, отмеряя шаг в такт "Славянке".

    Знаменитый марш "Прощание Славянки", стоило только ему зазвучать над съемочной площадкой, выбивает слезу у многих стоящих в строю, да и за строем тоже. Или мне это только кажется, и слезы от ветра, сдувающего фуражки со стриженных голов барышень? Подстригли их всех под "ноль". Как принято было в  армии, никаких исключений. Та же Мария Кожевникова призналась, что "без малейшего сожаления" рассталась с прической. Для неё, как и для всех участниц съёмок, такая жертвенность стала своего рода проверкой готовности к очень непростой работе. Подтвердила это и исполнительница главной роли Мария Аронова. Она играет  свою тезку, командира батальона, дважды георгиевского кавалера  Бочкареву.

    - Тяжело было вам расстаться с волосами, Мария Валерьевна? Вы же не только кино-, но и театральная актриса…

    - Вы знаете, я очень ждала, когда мой замечательный гример Екатерина Юрьевна Одинцова побреет меня наголо. Потому что хотелось поскорее "поймать" образ. Понять: как это женщина и - с лысой головой? Но в силу того, что природа не наградила меня роскошной шевелюрой, то как было у меня "три пера" на голове, так и осталось, после бритья практически ничего не поменялось. Хотя внутренне я стала ближе к своей Бочкаревой. Если говорить про мою героиню, она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. С моей точки зрения, она была несчастной женщиной. Я думаю, если бы имела детей, то, скорей всего, в армию бы не пошла.

    - У вас, как я заметила, хорошо поставленный командный голос. Специально отрабатывали для этого фильма?

    - Нет, глотка у меня  луженная, как у папы, от природы… Учили нас здесь командам и маршировать. А так в принципе играем про жизнь. Акцент сделан на человеческие отношения, их переосмысление. Ради чего, собственно, те женщины надели на себя "шанелки"?

    Дает ли фильм ответ на этот вопрос зрители узнают в августе. К тому времени "Женский батальон смерти" обещают полностью смонтировать и подготовить к показу. Кстати, название у него скорей всего  изменится. Но слово "батальон" точно останется.

    Прямая речь

    Игорь Угольников, продюсер:

    - Идея этого фильма пришла мне на съёмках "Брестской крепости". Задумался там с коллегами: почему так  всё  произошло с нашей страной в ХХ веке - одна война, другая ещё страшнее первой? Пришли к выводу, что Вторая мировая война - это незаконченная Первая…

    Самый "долгий" кадр "Батальона" - приезд кинооператора с фронта - был снят нами в самом начале. Снят одним планом. А самый сложный? Таких кадров было несколько. Прежде всего это, конечно, батальные сцены. Они снимались под Псковом. Мы соорудили там окопы протяженностью полтора километра с учетом всех фортификационных требований начала прошлого века. Причем, как русские, так и немецкие, бетонные. После окончания съемок окопы были законсервированы. Может быть, ещё пригодятся нам или другим отечественным "киношникам".

    Марат Башаров, актер, исполнитель роли Керенского:

    - Почему мой герой поверил в женщин и отправил их на фронт? Потому что женщина - это последняя и самая верная надежда. То, что происходит сейчас в мире очень близко теме нашего фильма. События происходят тревожные. И дай Бог мировому сообществу не опуститься  до того чтобы отправлять на войну тех, кто должен рожать детей.

    Керенский - очень противоречивая фигура. Играть этого персонажа - подарок судьбы. Первый раз в жизни играю реального человека, а не придуманного сценаристом. В этом тоже трудность и в то же время привлекательность работы. Восхищен девчонками, которые снимаются в "Батальоне". Сколько они вытерпели! Мерзли осенью в окопах, бегали до изнеможения в атаки. А ещё решились обрить свои головы… Очень мужественные женщины!

    Поделиться