20.04.2014 03:05
    Поделиться

    В Москве состоялась Пасхальное Патриаршее богослужение

    Пасха, Светлый праздник Воскресения Христова - не просто величайший праздник христиан, это самый торжественный, самый победный, самый радостный день в году. И неслучайно на центральное событие церковного года - Пасхальное Патриаршее богослужение в главном храме страны - кафедральном соборном Храме Христа Спасителя собирается каждый год столько верующих. Присутствовали на праздничном Пасхальном Патриаршем богослужении в этом году и первые лица государства: президент России В. В. Путин и премьер-министр РФ Д. А. Медведев с супругой С.В. Медведевой, а также мэр Москвы С.С. Собянин.

    В православии общая церковная молитва - явление особенное. Она не просто обогащает молящегося Божьей Благодатью, но и объединяет всех молящихся в одно неразрывное духовное целое - Церковь Христову, семью, соединенную Божественной Любовью, семью, во главе которой Сам Господь Бог. Все молитвы Пасхального богослужения посвящены главному событию праздника Пасхи - Воскресению Христа.

    Что же такое Воскресение Христа, как оно произошло? Давайте вспомним, что Светлому празднику Воскресения Христова предшествует трагизм Страстной недели. Христос распят, Христос "испустил дух", как сказано в Евангелии от Луки: "и сделалась тьма по всей земле... и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине". Ученики Иисуса рассеяны, вера их поколеблена, они в отчаянии. Никто, ни враги Христа, ни ученики, несмотря на пророчества, несмотря на предсказание Самого Спасителя, не верит в Его Воскресение, не ждет уже Его Пришествия.

    На следующий день, в воскресенье, рано утром ученики Иисуса приходят к пещере и видят, как ангел отваливает камень. Они заходят внутрь и находят там только пелены, в которые было завернуто Тело Христа. Но ученики еще не осознают, что произошло. Они люди, они находятся во власти своих чувств - горя, смятения, растерянности, происходящее все еще выше их понимания. В Евангелии от Иоанна есть поразительный эпизод, рассказывающий о встрече Марии Магдалины с Воскресшим Христом. Думаю, во всей мировой литературе нет ничего и близко приближающегося к строгой поэзии этого короткого евангельского отрывка.

    Вот, вместе с учениками Мария из Магдалы рано утром приходит к гробнице и видит ее пустой. Ученики уходят, а Мария остается у гроба одна. Она стоит и плачет - это так понятно. "И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса". Ангелы спрашивают Марию, отчего она плачет? "...унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его", - отвечает Мария. И дальше: "Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего; но не узнала, что это Иисус" - слезы, темнота раннего утра, растерянность от случившегося, что тут удивительного?.. И вот уже Сам Иисус спрашивает Марию: "Что ты плачешь?" И она, все еще не узнавая Христа, "думая, что это садовник, говорит Ему: "Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его". И тогда Христос обращается к ней по имени: "Мария!" И она мгновенно узнает Его: "Учитель!" В этом узнавании порыв радости. Наверное, Марии хочется убедиться, Он ли это - ей хочется дотронуться до Него, но Иисус останавливает ее. Он говорит, знаменитое: "Не прикасайся ко Мне!" И объясняет: "Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".

    Часто у тех, кто читает этот евангельский эпизод, возникает вопрос: почему Иисус не позволил Марии коснуться Себя? Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: "Если не увижу на руках Иисуса ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны... не поверю", Христос предложил ему это сделать? А тут Иисус останавливает Марию: "Не прикасайся ко мне!.." И здесь мы вступаем в область догадок. Во-первых, воскресшего Христа не все сразу узнавали. Так, Иисус в первый же день Сам явился Своим ученикам Луке и Клеопе, которые шли в Еммаус. И по дороге Он рассказывает им о Воскресении, о том, что сбылись пророчества, но ни Лука, ни Клеопа не узнают Иисуса. Узнавание происходит только тогда, когда Воскресший Христос преломил хлеб и подал им. Сказано: "Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его". То есть они прозрели, скорее всего, это было духовное прозрение, и сразу после этого Иисус стал невидим для них. Во-вторых, мы действительно можем сказать, что Воскресший Христос стал иным. Смотрите, в самый день Своего Воскресения Он со словами "Мир вам!" является ученикам в запертую комнату. Ученики пугаются, они думают, "что видят духа". Но Иисус говорит им: "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня". Больше того, Он просит у них еду и ест ее.

    Воскресение Христа из мертвых - это то, что выше нашего рационального, обыденного опыта. Воскресение Христа - это, все-таки тайна, и подобно тому, как Мария, остановленная Иисусом, не стала Его касаться, так и мы должны остановиться и не прикасаться к этой величайшей тайне, величайшему чуду в истории человечества. Как прозвучало сегодня  в Пасхальном послании Святейшего Патриарха: "Пасха - это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это - самая суть и ядро христианства. Это - это победа, дарованная нам Богом.

    Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но - что особенно важно - как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира - это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, - все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог".

    "Христос Воскресе!",  - слышим мы в эти дни повсюду благую весть. И, ликуя, ее подтверждаем: "Воистину Воскресе!"
     

    Поделиться