31.03.2014 23:41
    Поделиться

    Рынок торговых автоматов в этом году может вырасти на 50 процентов

    В этом году рынок вендинга (торговых автоматов) может вырасти на 50%. Такой прогноз дали участники форума "Вендинговая Россия. Перспективы для малого и среднего бизнеса".

    Сегодня, по оценкам Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в западных странах на автоматизированную торговлю приходится около 2% от общего товарооборота, а в России всего 0,1%. "Это видно по количеству аппаратов в нашей стране, их сейчас порядка 120 тыс., - уточнил президент НААТ Борис Белоцерковский. - В России 1 аппарат приходится на полторы тысячи человек. Для сравнения, в Японии 1 аппарат на 20 человек, в Западной Европе на 120 чеовек".

    Сейчас на территории России установлено около 115 тыс. торговых автоматов, включая настольные автоматические кофемашины, которые в последние годы принято причислять к торговым автоматам. Участники рынка считают, что у российского вендинга есть существенные преимущества перед западным. "У нас вендинговый бизнес зародился позже, чем на Западе, это дало нам возможность быть значительно технологичней. Сегодня большое количество вендинговых компаний внедряют современные цифровые технологии. Около 15% автоматов подключены к различным системам, позволяющим анализировать работу автомата дистанционно. Также стремительно растет доля автоматов, подключенных к системам онлайн-мониторинга. Подобного развития в западных странах не наблюдается", - пояснил Белоцерковский.

    Кроме того, в России развивается система приема банковских карт, тогда как на Западе большинство автоматов "выдают" товары только за монеты. Значительный импульс российской вендинговой торговле дала Олимпиада в Сочи. Было установлено 156 торговых автоматов с системой оплаты по карте. Вендинг-машины продавали кофе, чай, шоколад, сахар, бананы, апельсины, соки и даже вино. Спросом пользовались автоматы, продающие сувенирную продукцию с символикой Олимпиады. "По оценкам специалистов, подключение систем безналичной оплаты способно увеличить выручку автомата на 20 и более процентов за счет привлечения новых категорий и групп клиентов", - добавил Белоцерковский.

    В прошлом году, по данным НААТ, рынок вырос приблизительно на 6%, при этом достаточно успешно развивается бизнес снековых и кофейных аппаратов. Хотя темпы роста снековых и напольных кофейных автоматов приблизительно равны, еще 3-4 года назад перекос в сторону кофе-автоматов был очевиден. Борис Белоцерковский также добавил, что перспективы у бизнеса торговых автоматов большие, но пока не появятся госпрограммы поддержки вендинга, в сфере кредитования, например, темпы развития будут прежними.

    Увеличить темпы возможно, если будет развиваться направление по установке торговых автоматов в госучреждениях, тогда рост в 2014 году может составить до 50%, отмечает Станислав Баранов, генеральный директор компании "Профессиональные и торговые автоматы". По его словам, рынок вендинга в России до сих пор не насыщен, хотя имеет ряд преимуществ для тех, кто начинает свое дело. "У вендинга - легкий вход в бизнес. Работать в нем могут как начинающие предприниматели, так и инвесторы с намерениями создать крупные сети. Также вендинг является удобным видом торговли. Совершение покупки с помощью торгового автомата может происходить в считаные минуты", - отмечает Станислав Баранов. Он добавил, что сегодня общественный вендинг представляет собой устойчивую тенденцию, особенно в местах оказания транспортных услуг.

    Становится популярным развитие технологий "уличных" установок, которому способствуют муниципальные и региональные программы развития вендинга как в Москве и Московской области, так и в ряде других городов. В первом полугодии 2013 года интерес к вендинговому бизнесу подстегнула программа правительства Москвы по развитию уличной торговли, которая предполагает замену киосков и ларьков торговыми автоматами. Программа пока не получила должного развития, но тем не менее и в столице, и в регионах привыкание к покупкам через торговый автомат стало более ощутимым.

    Егор Вокуев, и.о. начальника отдела по работе с оптовой и розничной торговлей Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, сообщил, что ведомством разработан порядок размещения торговых объектов на территории области. "Для развития этого формата торговли в некоторых муниципальных образовательных учреждениях уже развивается вендинг и размещаются нестационарные торговые объекты. Они устанавливаются на конкурсной основе", - пояснил он.

    Поделиться