05.03.2014 23:10
    Поделиться

    В прокат выходит модифицированный вариант пушкинского "Дубровского"

    В новом фильме действие повести Пушкина перенесли в наши дни
    Проза Пушкина, как и его поэзия, прекрасно "ложится" на действительность любого времени. Наши дни - не исключение.

    Недаром снятый в 2011 году фильм Владимира Мирзоева "Борис Годунов", где действие пушкинской трагедии перенесено в наши дни, стал кинобестселлером, понравился и зрителям, и критикам и был награжден на различных фестивалях. Годунова играл Максим Суханов. Гришку Отрепьева - Андрей Мерзликин. В фильме в роли Щелкалова снимался даже Леонид Парфенов.

    Фильм "Дубровский" образца 2014 года, по словам его продюсера Евгения Гиндилиса, задумали снимать еще раньше, чем "Бориса Годунова", - пять лет назад, то есть в 2009 году. И даже начали работу. В отличие от кинодеятелей нашего времени сам Пушкин работал над "Дубровским" всего год: начал 21 октября 1832 года, а последняя глава датирована 6 февраля 1833 года. Но современное кино снималось непросто - в процессе работы сменились два режиссера.

    - Мы прошли очень большой путь подготовки и съемок вместе с режиссером Кириллом Михановским. Александр Вартанов смог продолжить то, что начал Кирилл, и снять это как свой фильм, - говорит Евгений Гиндилис.

    Пушкинский замысел романа "Дубровский" (этот роман еще называют разбойничьим - отталкиваясь от жанра) сложился на основе рассказа его приятеля П.В. Нащокина о том, что тот видел в остроге "одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других". В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на "Дубровский".

    В случае с фильмом идея перенести действие "разбойничьего романа" в наши дни принадлежит Константину Чернозатонскому. Что любопытно - еще пять лет назад на исполнение главной роли - Дубровского - можно было вполне успеть пригласить, или, говоря по-другому, "ухватить" Данилу Козловского - актера тогда еще не известного такому широкому кругу людей, каким он стал после фильмов "Легенда № 17" или "Духless". Что будет происходить после выхода в прокат голливудского "фэнтези" "Академия вампиров", где снялся Козловский, даже трудно предположить - фильм только-только в конце февраля вышел в прокат в нашей стране.

    Евгений Гиндилис говорит, что на роль Дубровского пробовали многих артистов, например Александра Яценко, который снимался в сериале "Оттепель" - играл молодого режиссера Егора Ильича. Но в итоге стало ясно, что лучше Козловского Дубровского не найти. И вот уже он в роли героя, который весьма похож на персонажа этого же актера из картины "Духless": Владимир Дубровский - успешный столичный юрист и завсегдатай модных клубов. А когда преображается в Дефоржа, то он вовсе не француз, а американец, и его безупречный английский так актуален в наши дни.

    В Дубровского - Козловского трудно не влюбиться. Тем более что в нем намешано все - и мятущаяся русская душа, что заставляет его совершать необдуманные поступки, и глянцевое лощеное обаяние, которое подчеркивает безупречное иностранное образование. А несчастная судьба и неуверенный взгляд заставляют еще и жалеть главного героя.

    Маша Троекурова - выпускница английского колледжа. В исполнении Клавдии Коршуновой это вовсе не типичная русская "барышня-крестьянка". Она скорее похожа на англичанку, тем более что есть в ней нечто стервозное. Девушка с характером - на любителя. Такая уж точно не поддастся безумному порыву. И каждое свое чувство внимательно взвесит на весах рационализма. Старшее поколение - помещики Троекуров и Дубровский - в новом фильме старые закадычные друзья, прошедшие Афган. Троекуров - типичный новый русский - барин нашего времени. Дом ему строят солдаты, а водку он пьет из бутылки в форме автомата Калашникова. Троекурова играет - и это очень сильная актерская работа - Юрий Цурило. Старшего Дубровского - Дмитрий Поднозов. Его присутствие в картине ограниченно, но оно запоминается зрителю прежде всего специально придуманным для роли жестом -он одергивает куртку, как военный китель. Ну а то, что он жует жвачку на американский манер, - это уже немного чересчур.

    Но вопрос земли - своя-чужая - и доли русских мужиков за двести лет практически не изменился. Все также ведутся тяжбы, а народ все такими же партизанскими способами вынужден защищать свои Кистеневки. В этом смысле в фильме - попадание в точку, хотя и не очень ясно, как горстка мужиков может сжечь дотла в закрытом помещении отряд омоновцев, напав внезапно, да так, чтобы ни один из них не выбрался. И как при современных технологиях поиска можно несколько дней не найти в лесу людей.

    Князь Верейский в фильме - уже полное отступление от пушкинской прозы. Это не старик, а племянник губернатора. Молодой проныра. Да и имя у него другое. Едва ли не лучшая роль в кино актера Игоря Гордина. Тем более что тип его персонажа - офисный хлыщ, способный за спиной с помощью интриг обтяпать любое дело, живет и процветает и лишь укрепляет со временем свои позиции. Он и брак с дочкой Троекурова рассматривает как очередную интригу. И очень ему нравится ломать обоих бывших афганцев, особенно крепкого Троекурова, доводя их с помощью угроз и шантажа, проверок и стравливания друг с другом до сердечных приступов.

    Однако как ни стараются перенести авторы фильма действие пушкинского "Дубровского" в XXI век - строго придерживаться текста и сюжета классика них никак не получается. И там, где оканчивается пушкинская линия, начинаются сценарные нестыковки. И в итоге фильм выходит на финал - сколь неистовый по накалу страстей, столь же необъяснимый по своей сути, происхождению и воплощению.

    Поначалу все происходящее на экране можно пытаться действительно отнести к тому, что фильм снимали два режиссера. Да и в авторах сценария значатся сразу два человека - помимо Чернозатонского еще и Михаил Брашинский. Более того - фильм снимали два абсолютно разных по своему стилю оператора-постановщика Анастасий Михайлов и Сева Каптур, и это тоже весьма ощутимо. Разностилье - особенность этой картины. Вот музыку писал один автор - композитор Алексей Айги, и она никаких вопросов не вызывает. Хорошая.

    Разгадка потерянных линий сценария нового "Дубровского" весьма проста. Двухчасовой фильм на самом деле равен пятисерийному сериалу. Именно пять серий картины снято по заказу канала НТВ, и обещают, что осенью их уже можно будет посмотреть. Видимо, там восстановятся истории каждого персонажа, и все станет окончательно ясным. Пока же - после первого просмотра - есть зрительские эмоции, впечатление от проекта и замысла и предвкушение, как женская аудитория страны - всех возрастов - проникнется к Дубровскому-2014. Тем не менее, картина выходит на экраны уже сейчас, почти тысячью копий. При этом выглядит она лишь как расширенный рекламный ролик сериала. Так что дабы до конца оценить фильм, все же придется, видимо, ждать осени.

    Между тем

    Какие еще экранизации русской классики нас ждут

    "Бесы"

    Роман Федора Михайловича Достоевского экранизирует Владимир Хотиненко, и это не первое произведение классика, за которое взялся режиссер. Достаточно вспомнить хотя бы сериал "Идиот" с Евгением Мироновым в главной роли.

    В главных ролях в фильме "Бесы" снялись Серей Маковецкий, Максим Матвеев и Игорь Костолевский. Также в картине снимались Александр Галибин и Антон Шагин. В телефильме есть один герой, которого нет у Достоевского. Это следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий), расследующий убийства. На данный момент съемки, часть из которых проходила в Костроме, завершены. Премьера четырехсерийного фильма состоится в 2014 году на телеканале "Россия 1".

    Что любопытно, ходили слухи, что Данила Козловский должен был сниматься в главной роли и в "Бесах".

    "Тихий Дон"

    Сериал "Тихий Дон" по роману Михаила Шолохова снимут для канала "Россия 1". Режиссером новой эпопеи станет Сергей Урсуляк, известный по сериалам "Ликвидация" и "Жизнь и судьба". Премьера планируется к 110-летию Шолохова, в 2015 году. Съемки должны начаться в апреле 2014 года. Известно, что в фильме будет 10-12 серий. История экранизаций "Тихого Дона" начинается с 1931 года, когда был выпущен немой фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова. В 1958 году на экраны вышел классический "Тихий Дон" Сергея Герасимова с Элиной Быстрицкой и Петром Глебовым. Непростая судьба постигла экранизацию Сергея Бондарчука. Он снял семисерийный "Тихий Дон" в начале 90-х. Роль Григория Мелехова исполнил британский актер Руперт Эверетт. Бондарчук умер, не успев завершить проект. После смерти режиссера фильм остался лежать на полке из-за конфликта правообладателей. В итоге сериал увидел свет лишь в 2006 году, после того как его доработал сын Сергея Бондарчука Федор.

    "На дне"

    Фильм по пьесе Максима Горького "На дне" снял режиссер Владимир Котт. Полный метр. Премьера и выход в прокат планируются осенью. В картине снимались Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Агния Кузнецова и другие. Действие знаменитой пьесы об обитателях ночлежки перенесено в наши дни. Герои живут на свалке, ищут в горах мусора то, что можно продать, воруют и пьют. Однажды на свалке появляется Лука, который старается утешить этих опустившихся "на дно" жизни людей...

    Кстати

    Один из режиссеров проекта "Дубровский" Александр Вартанов признается, и эти слова приведены в пресс-релизе картины: "Я специально не перечитывал Пушкина - чтобы не потерять ощущение современности". Лучше бы перечитал...

    Поделиться