06.02.2014 18:32
    Поделиться

    Сомнологи предложили не переводить часы, а начинать рабочий день позже

    В стране снова муссируется вопрос о летнем и зимнем времени.

    "РГ" попыталась узнать, как влияет перевод стрелок часов на организм человека и какие последствия на здоровье может иметь изменение привычного режима сна. Об этом наша беседа с вице-президентом Российского общества сомнологов, членом правления Национального общества по сомнологии и медицине сна, членом комиссии Центральной и Восточной Европы Международной организации по изучению мозга, руководителем ростовского отделения Ассоциации клинических сомнологов России, замдиректора Института аридных зон Южного научного центра ФАНО, профессором Евгением Вербицким. Ученый предложил сакраментальный ход: переводить не стрелки, а время начала рабочего дня.

    - Евгений Васильевич, почему многие боятся введения "зимнего" времени"? Ведь мы будем жить в большем соответствии со световым временем?

    Евгений Вербицкий: Любой перевод стрелок часов отрицательно влияет на привычный ритм чередования сна и бодрствования. И в первую очередь, у человека ухудшается сон. У молодых и здоровых этот процесс займет меньше времени, у пожилых людей и больных может надолго затянуться. А некачественный или недостаточный сон, если к тому же у человека сменная работа, нервотрепки, приводит к дневной сонливости и нарушению многих нервных и нейроэндокринных функций организма. Это и повышенный уровень гормонов стресса, и обменные нарушения, и снижение иммунитета, даже повышение риска онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Избыточный свет и активное поведение человека в ночное время - обычные причины нарушений ритма сон-бодрствование и его дальнейшей дестабилизации. С научной точки зрения, разобщаются связи между местными "часами" в разных тканях организма и центральным "хронометром" - ядром гипоталамуса в мозге человека. Что приводит уже не только к нарушениям сна, но и к изменениям поведения. Замечено, что очень серьезные нарушения сна отмечаются при психиатрических заболеваниях. И для таких пациентов особенно характерны расстройства сна

    - Вот цветы, например, закрываются не по часам, а по заходу солнца. И крестьяне в ХIХ веке засыпали по-разному: летом - позже, зимой - раньше. Разве это не физиологичнее для нашего естества?

    Евгений Вербицкий: Вы правы, природа живет в тесной гармонии с солнцем. Это касается и цветов и животных, которые спят, как выясняется, совсем не так, как мы. Животные обычно засыпают в периоды максимальной сонливости, несколько раз в течение суток. Так, в совокупности, они набирают необходимую для организма продолжительность сна. Животные, ведущие дневной образ жизни, питаются днем, а спят больше всего ночью. А хищники делают все наоборот. Что касается людей, то самое раннее упоминание о правильном для здоровья чередовании дневного и ночного сна встречается в папирусах, которые датируются 1245-1190 годами до новой эры. На Руси в средние века один период сна наступал до, а второй после полуночи. Владимир Мономах в своем "Поучении" пишет, что дружина обязательно должна отдыхать после обеда, а бодрствовать и стоять на страже должны только рынды, молодые войны. В Англии в довикторианский период многие люди тоже ложились спать не менее двух раз в сутки. А картезианские монахи в XVII-XVIII веках спали четыре раза в сутки. Общая продолжительность их сна составляла летом 6,5 часа, а зимой - почти 10.

    - И какой режим сна человека наиболее близок к природе?

    Евгений Вербицкий: Вообще лучше всего просыпаться самостоятельно на рассвете, высыпаясь полностью, а засыпать через некоторое время после заката солнца. Но в наше время уклад жизни сильно изменился, жизненный ритм ускорился и большинство людей на планете стали спать только один раз в сутки, ночью. Все было бы ничего, если бы не одно но. По данным экспертов ЮНЕСКО, после изобретения Эдисоном искусственного освещения общая продолжительность сна людей сократилась примерно на час. Наши ночные города залиты светом, мы думаем, что делаем правильно, когда экономим на своем сне, работая или развлекаясь ночью. Но, к сожалению, мы становимся все более уязвимыми к нарушениям цикла "сон-бодрствование". В том числе и к переводам стрелок часов, если они уводят нас все дальше от "жизни по солнцу".

    - Проводились ли у вас исследования на этот счет? Каковы их результаты?

    Евгений Вербицкий: Известно, что полное лишение сна приводит организм человека к гибели. Такие жестокие эксперименты ставились на животных, полностью лишаемых сна, они были повторены многократно в разных странах, но всегда давали трагический результат. К сожалению, наша физиология такова, что нельзя наесться, напиться и наспаться один раз и на всю жизнь. Похоже, что ни одно из серьезных нарушений сна не проходит бесследно для здоровья человека. Со всей очевидностью мы можем утверждать: сон нужен человеку, чтобы жить. Систематические расстройства сна пагубно влияют на качество бодрствования. Появляется тревожность, ухудшается внимание, память. Вообще, тревожность - это универсальная способность организма реагировать на новые, непривычные раздражители. Полноценный сон снижает уровень тревожности. Однако есть люди, тревожные от рождения. Так вот у них продолжительность фазы быстрого сна выше, да и общее время сна у них несколько больше. Оказывается, они более чувствительны к насущным проблемам, им свойственно принимать все близко к сердцу. Реакция их организма - увеличение быстрого сна. Уходя от трудностей бытия, они засыпают с невротическими проблемами, а встают здоровыми, благодаря освежающему влиянию ночного сна. Все дело в правильном чередовании медленного сна, в котором восстанавливается энергия и метаболиты, нужные для бодрствования, и быстрого сна, когда в сновидениях компенсируются негативные эмоции и несбывшиеся надежды. К сожалению, любые нарушения сна способны накапливаться, и в итоге негативно скажутся на здоровье человека. Но, если не брать во внимание крайности, то надо сказать, что цикл сна-бодрствования теплокровных животных зависит от внешней среды: освещенности, температуры, влажности, ветра и других факторов. В жару или холод одни впадают в оцепенение, вторые - в спячку, третьи реагируют повышением беспокойства и тревожности. Совсем как люди.

    - Интересно, есть ли различия по режиму сна у жителей юга и севера, востока и запада, ведь они получают разное количество дневного света?

    Евгений Вербицкий: Попытки таких исследований известны. Однако сравнивать их результаты не так просто. Ведь помимо различий широты и долготы на обследуемых влияют тепло, холод и другие внешние факторы. Давайте попробуем взглянуть на эту проблему с другой стороны. Если смена широты и долготы будет происходить постоянно, а комфортные условия обитания будут сохраняться в течение продолжительного времени. Как, например, на международной космической станции. Так вот, наблюдения за характером сна на МКС показали, что те космонавты, которые отличаются более высокой тревожностью, предпочитают немного поспать днем, а в конце суток еще перейти к ночному сну. А те из них, которым свойственна низкая тревожность, предпочитают спать так же, как на Земле, только ночью. Получается, что индивидуальность ярко проявляется в особенностях сна и бодрствования и не зависит от широты и долготы, даже в таких необычных для человека условиях, как космическое пространство.

    - Однако Землю поделили на 24 часовых пояса.

    Евгений Вербицкий: Это деление, принятое в начале прошлого века, связывает наши биоритмы с течением солнечного времени. Поэтому необходимо восстановление часовых поясов в нашей стране для возвращения к жизни по поясному солнечному времени.

    - А разве сейчас нет часовых поясов, что вы хотите восстанавливать?

    Евгений Вербицкий: Некоторые из них упразднены, иные объединены. Это не позволяет людям просыпаться и вставать с рассветом солнца. Кроме того, по тому времени, по которому сейчас живет наша страна, мы постоянно опережаем своим пробуждением солнце. Из-за этого нарушаются благоприятные режимы труда и отдыха населения. Физиологически правильным является не смена времени, а изменение начала рабочего дня зимой и летом. Так делают в целом ряде стран. Сомнологи Российской академии наук во главе с профессором В. М. Ковальзоном неоднократно обращались в правительство с предложением вернуться к поясному времени, то есть просыпаться вместе с солнцем. Мы принимали участие в работе круглых столов и в парламентских слушаниях, организованных комитетом по охране здоровья Госдумы и посвященных проблеме исчисления времени в РФ. Рабочий день в осенние и зимние дни должен начинаться не ранее чем через полтора-два часа после самого позднего в году восхода солнца. А с весны должны вводиться "летние" режимы труда, с более ранним началом работы и учебы. Вот это и означает "жить по солнцу". Тогда физиологические ритмы нашего организма соответствуют природным суточным колебаниям. Но, к сожалению, у многих людей, в том числе и руководителей, до сих пор нет однозначного понимания такой необходимости.

    - И как это научно обоснованно?

    Евгений Вербицкий: Биологические часы человека, расположенные в гипоталамусе, имеют периодичность хода около 25 часов. Эти часы нуждаются в ежедневной подстройке. Она выполняется солнечным светом. Свет возбуждает группу светочувствительных клеток сетчатки, отростки которых запускают молекулярные реакции, приводящие к торможению гормона темноты мелатонина. Так солнечный свет подстраивает молекулярные часы организма к местному поясному световому циклу. Насильственное пробуждение до восхода солнца из-за опережения естественного хода времени нарушает физиологию нормального сна. В течение года постоянное двухчасовое опережение природного ритма смены дня и ночи увеличивает преждевременное (до восхода солнца) бодрствование почти на треть. Это ухудшает качество жизни и состояние здоровья населения нашей страны. Когда мы встаем раньше солнца, нарастает опасность дневной сонливости. А недоспавший человек может быть опасен при управлении машинами и механизмами. Из-за его ошибок повышается риск промышленных и транспортных аварий и катастроф. Хроническое недосыпание и дневная сонливость - бич современной цивилизации. Они ведут к хронической усталости, возникновению болезней, наступлению преждевременной инвалидности и смертности.

    - Говорят, Суворову было достаточно четырех часов сна. Другие придерживаются мнения, что спать нужно часов по десять, чтобы дольше не стареть. Каковы границы нормального сна?

    Евгений Вербицкий: Мы знаем не всю правду о сне Суворова и Наполеона. Они отдыхали, задремывая днем. Суворов предпочитал подремать в кресле, а Наполеон возил за собой любимую козетку для дневного сна. Поэтому продолжительность их ночного сна была меньше, чем у других людей. Да, всех людей можно разделить на долго- и короткоспящих. Но деление во многом условно. Доказано, что представителям творческих профессий требуется более длительный сон, чем людям физического труда. Все сенсационные сообщения о якобы неспящих людях в разных странах не находят подтверждения. Установлено, что средняя продолжительность сна взрослого человека составляет пять-шесть часов плюс-минус 2 часа. Причем с возрастом потребность в индивидуально необходимом сне меняется. Но дело не только в продолжительности сна, а в его качестве. Для этого проводят полисомнографию, оценивая глубину сна, диапазон изменений ЭЭГ, чередование стадий сна, характер изменений дыхания, сердцебиения и многое другое.

    - Как не проспать всю жизнь?

    Евгений Вербицкий: Это совсем просто. Самое главное - помнить, что совсем не спать человек не может, он не выживет. Но никто не заставит вас спать насильно, отправив вас в сон по приказу, помимо своей воли. Прежде всего, старайтесь всегда ложиться спать примерно в одно и то же время. Выбирайте для себя ту продолжительность сна, при которой вы постоянно высыпаетесь и не испытываете впоследствии дневной сонливости. Не смотрите на ночь ролики тревожащих событий на экране, не переедайте перед сном. Казалось бы, такие совсем бесхитростные рекомендации, но в них обобщена мудрость веков обитания человечества на планете. Пробуждение вас никогда не минует, поэтому проспать жизнь нельзя, а вот сократить ее систематическим недосыпанием и потерять здоровье - очень даже возможно.

    Поделиться