22.12.2013 23:22
    Поделиться

    Андрей Максимов: Ум имеет весьма косвенное отношение к образованию

    Можно так: в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга российского исследователя и блогера Дмитрия Чернышева "Как люди думают", и я всем категорически советую ее прочесть.

    А можно так: в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" вышла книга российского исследователя и блогера Дмитрия Чернышева "Как люди думают", и я не согласен почти ни с чем из того, что написано в этой книге.

    Как такое может быть? Ведь второй вывод противоречит первому. Объясните, пожалуйста, автор, - обращаюсь я сам к себе. И сам себе отвечаю: "Легко!"

    Не кажется ли вам, уважаемые читатели "Российской газеты", что наши мысли слишком часто заняты всякой-разной ерундой? Тут вижу статью известного публициста и аналитика про то, почему в Северной Корее не могут быть решены проблемы с демократией. Хочется прям позвонить известному и спросить: "Уважаемый, при чем тут я? Ну зачем вы, аналитик, заставляете меня размышлять о том, к чему я никакого отношения не имею и на что я ну вообще никак не могу повлиять?"

    Не кажется ли вам, читатели "Российской газеты", что мы как-то очень любим, наморщив лбы где-нибудь на кухне или, скажем, в бане, рассуждать про всякие политические и околополитические страсти, на которые никак повлиять не можем; и с большим трудом обращаемся к самим себе, ко всему тому, что нас формирует и делает такими, какие мы есть?

    Мы очень любим рассуждать про всякие политические и околополитические страсти, на которые никак повлиять не можем

    Вот почему я советую книгу Дмитрия Чернышева. Чернышев решил написать книжку про то, что такое ум, про то, что люди думают мало, и про то, как сделать так, чтобы мы думали больше.

    Поэтому размышления над страницами этой книги - это размышления над тем, что касается каждого. Еще раз: каждого!

    Согласимся, что, с одной стороны, нам всем хочется быть умней; мы все мечтаем о том, чтобы нас окружали умные люди; умный человек - это безусловный и серьезный комплимент. А с другой, мы крайне редко задумываемся над тем, а что такое, собственно говоря, ум и кого мы называем умным? И что делать каждому из нас, если мы вдруг захотим поумнеть? Книжки читать? Кроссворды разгадывать? Что?

    Книга Чернышева на эти размышления наталкивает. И это - хорошо. А дальше начинается не очень хорошо.

    "Никакого другого размышления, кроме творческого, не существует", - пишет автор. И даже повторяет этот вывод, потому что он представляется очень важным.

    А когда хозяйка размышляет: баранину купить на обед или говядину - это творческое размышление? А когда человек каждое утро думает, как проехать на работу, чтобы объехать пробки, - это творчество? А когда человек решает, что надо почистить ботинки (хотя и неохота), - это решение есть результат творческих раздумий?

    Это что ж получается: что стихи писать, что про баранину-говядину думать - это все творчество? То есть, вся жизнь - это творчество?

    Чего-то не то получается.

    Ум имеет весьма косвенное отношение к образованию, куда больше он относится к пониманию жизни

    На мой взгляд, главная ошибка Чернышева в том, что он не дает собственных определений самых главных понятий, которыми оперирует. Поэтому не очень понятно: а о чем, собственно, речь.

    Вот вы, дорогие читатели, часто говоря "умный человек" - понимаете, какой, собственно говоря, смысл вы вкладываете в это привычное словосочетание? Не читайте дальше. Прервитесь. Подумайте. Это важно.

    С мой точки зрения, умный человек - это тот, кто умеет самостоятельно делать самостоятельные выводы. Ум имеет весьма косвенное отношение к образованию, куда больше он относится к пониманию жизни. Поэтому я лично встречал умных, но не очень образованных людей.

    Когда я говорю об этом на своих лекциях, меня всегда спрашивают: "А если вывод не верный?" А вы попробуйте самостоятельно сделать пусть и не верный, но свой вывод о каком-то событии или ситуации. Не легкое это дело.

    Творчество - это создание собственного мира. Творчество - это принадлежность не только творческих профессий.

    Понятно, что есть домохозяйки, которые делают суп по рецепту, а есть те, кто творит свое невероятное блюдо. Но понятно также и то, что не все наши размышления, увы, творческие, есть и иные - тоже важные.

    В книге Чернышева огромное количество интересных фактов. Невероятных! Она просто-таки "нашпигована" невероятными историями и фактами, которые заставляют читателя задумываться о самом себе.

    Ну разве не интересно, например, узнать, что в Финляндии наказывают не ребенка, а... его любимую игрушку, что, конечно, сильно действует на нашкодившее дитя? Или разве не занятно выяснить, что Шиллера приводил в творческое состояние запах гниющих яблок, что Золя, когда писал, привязывал себя к стулу, а Агата Кристи придумывала сюжеты, когда мыла посуду?

    Целая глава в книге посвящена... обычной ложке. О ней можно узнать массу занятного... Только я не убежден, что знание о предмете помогает размышлять о нем...

    В книге "Как люди думают" мне не хватило именно авторской мысли, авторского примера того, как думать. "Все люди думают одинаково", - считает автор.

    Поскольку автор не предлагает своего определения слова "думать", с ним трудно спорить. Но, с моей точки зрения, это не верный вывод. Да, самостоятельно мыслят не многие. Но мир движим именно ими - теми, кто умеет думать иначе.

    И все-таки я советую эту книгу. Она поворачивает нас - к нам самим. Заставляет спорить и не соглашаться с автором. Но, в результате, делать выводы, которые могут повлиять на нашу жизнь.

    А, собственно говоря, только ради этого и стоит читать книги.

    Поделиться