19.12.2013 19:44
    Поделиться

    Клепач: 2013-й стал годом упущенных возможностей для экономики

    Уходящий 2013 год стал годом упущенных возможностей с точки зрения создания новых стимулов для роста экономики и противодействия ее торможению. Об этом заявил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

    Надежды следующего года - "сила русского характера" и оживление инвестиционного спроса, уточнил он, отвечая на вопрос "РГ".

    С первым пунктом все понятно - русский характер у нас в наличии. А вот по поводу второго эксперты "РГ" во мнении разошлись.

    "В 2013 году реализовался сценарий, которого мы надеялись избежать", - констатировал Андрей Клепач на брифинге для журналистов. Упущенные возможности, по словам замминистра, выразились в недостаточном росте кредитования - изначально минэкономразвития прогнозировало рост этого сектора в 18-21 процента, по факту же, по итогам года, он будет всего 13 процентов.

    А также в том, что инфраструктурные проекты с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) так и не успели стартовать. В 2014 году какое-то время уйдет на решение организационных вопросов. Так что, скорее всего, реализация этих проектов начнется не раньше 2015 года, предположил Клепач. Кроме того, принятых для ускорения экономического роста мер оказалось недостаточно. И теперь потребуются новые. "Скоро будет Госсовет, и, видимо, будут дополнительные поручения по поводу комплексной стратегии, конкретизирующей действия как в отраслях промышленности, так и в других сферах экономики", - сказал замминистра.

    Российская экономика в ноябре снова замедлилась. Рост ВВП в годовом выражении снизился до одного процента с 1,8 процента в октябре, динамика в месячном выражении оказалась нулевой после роста в октябре. По итогам 11 месяцев ВВП прибавил 1,3 процента. Слабые показатели демонстрирует промышленность - ее тянут вниз добывающие отрасли, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, металлургия. Небольшой рост наблюдается в обрабатывающих отраслях - один процент с учетом сезонности. Неплохо дела идут в пищевой отрасли, текстильном и швейном производствах, химической промышленности, в производстве электрооборудования, транспортных средств. "Обрабатывающая отрасль и машиностроение показали положительную динамику, в отличие от предыдущих месяцев. Пока это не перелом, но позитивный сигнал: у промышленности есть определенный потенциал к улучшению", - отметил замглавы минэкономразвития.

    Тем не менее, драйверы роста практически исчерпаны, и даже двигающий сейчас экономику потребительский спрос в следующем году уже не будет иметь такую силу. "Основная надежда на то, что оживится инвестиционный спрос. Это не вопрос денег - финансовых ресурсов достаточно. Дело в доверии. Оно в дефиците, и этот барьер надо преодолевать", - заключил Андрей Клепач.

    "В последние месяцы делается много, что теоретически в состоянии оживить этот сектор", - говорит профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ Александр Абрамов. Если посмотреть внимательнее на инициативы, связанные с деофшоризацией экономики, переводом в Россию счетов крупных госкомпаний, то они могут благоприятно отразиться не только на состоянии бюджета, но и увеличить инвестиционный спрос. Только что в Россию вернулась правительственная делегация во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, которая представляла в США крупные, выгодные для инвестиций проекты. "Бизнесу подаются вполне определенные сигналы, направленные на повышение доверия и улучшение инвестклимата. Будет ли от них какой-то прок в виде увеличения инвестиционного потока - гарантий, конечно, нет. Слишком долго у нас кошмарили бизнес и пугали иностранцев, чтобы все разом изменилось. Но, мне кажется, принимаемые меры все-таки смогут подстегнуть инвестиционный спрос и привести к положительному сальдо инвестиций в следующем году", - говорит эксперт. Дальше заработают инвестиции за счет внутренних резервов - прежде всего Фонда национального благосостояния. "Такого ведь еще не было, чтобы средства Фонда национального благосостояния так решительно пускали на внутренние инвестиции. Это солидный ресурс", - полагает собеседник "РГ".

    Оценивая перспективы инвестиционного спроса, нельзя не учитывать макроэкономические показатели, замечает в свою очередь директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. А они таковы, что мы находимся на устойчивой траектории от стагнации в рецессию и заходим с этим в новый год. Смотрим дальше: инвестпрограммы естественных монополий - известно, что будет в следующем году: замораживаются тарифы и все режут инвестпрограммы. Это сотни миллиардов рублей, на которые сократятся инвестиции естественных монополий. Надеяться на то, что за счет ограничения роста тарифов сэкономят другие компании и они будут больше инвестировать в экономику, не приходится. Когда экономика скатывается в рецессию, даже если какие-то дополнительные деньги появляются, их предпочтут отложить, а не тратить. Такое поведение в условиях неопределенности характерно как для обычных потребителей, так и для бизнеса. "Учитывая все эти факторы, наш прогноз по инвестициям в основной капитал в 2014 году - минус 5-6 процентов. Поддержит экономику торговля - она пока в плюсе. Но и этот ресурс не бесконечен. Вряд ли ВВП в следующем году вообще будет расти", - резюмирует Игорь Николаев.

    Международные эксперты не так пессимистичны. Но и они пересмотривают свои прогнозы. Один из последний примеров - Всемирный банк. В середине декабря он изменил в сторону понижения сентябрьский прогноз темпов экономического роста по России на 2013 год с 1,8 до 1,3 процента. Но на этом дело не закончилось. Прогноз был снижен и на 2014 год - с 3,1 до 2,2 процента. Основной причиной, повлиявшей на пересмотр ожиданий темпов экономического роста, стало как раз то, что, по замечанию экспертов ВБ, восстановление объемов инвестиций в экономику идет более медленными темпами.

    Поделиться