11.12.2013 23:30
    Поделиться

    Cближение с Евросоюзом грозит Молдавии потерей государственности

    Пока официальный Кишинев пребывает в эйфории от первых успехов на пути европейской интеграции, простые молдаване с тревогой говорят об очередном этапе ломки молдавской государственности. На кон поставлены независимость и суверенитет страны.

    "В Конституционном суде занимаются совсем не тем, чем им положено. Вот придумали язык переименовывать. Словно в стране более серьезных проблем нет..." - с обсуждения недавнего решения о присвоении румынскому языку статуса государственного начинается беседа едва ли ни с каждым жителем молдавской столицы.

    В глаза сразу бросается осведомленность о подробностях этого политического решения. И в то же время ярко выраженное равнодушие, словно молдаванам, которые сегодня беседуют со мной на отличном русском языке, все равно, что совсем скоро между нами появится еще один барьер - языковый. Но оказывается, равнодушие вызвано совсем другим.

    "Понимаете, в школе-то мы все учились румынскому языку, - пояснила мне журналистка Наталья. - Так и на учебниках было написано "Румынский язык". Молдавский и румынский - это по сути один и тот же язык, только с некоторыми нюансами. Поэтому дело отнюдь не в языке, а в том, что Конституционный суд фактически поставил "Декларацию о независимости" 1991 года выше конституции - верховного закона страны. Если так пойдет и дальше, то завтра они найдут документ, в котором Молдавия и независимым государством не является".

    В Молдавии действительно есть проблемы посерьезнее.

    Дело не только в коррупции, о которой местные жители готовы рассказывать часами с самыми невероятными примерами. "Еще чуть-чуть - и республика станет по-настоящему свободной страной. Свободной от собственного населения", - указывает мне знакомый журналист на первую полосу одной из кишиневских газет. Он поясняет, что ежемесячно до 800 семей подают заявления в миграционную службу на выезд из страны. И в большинстве случаев получают разрешение. Почему молдаване покидают родину?

    "Молодежь уезжает. Одни едут в Россию, другие - в Европу на заработки, - рассказывает 35-летний Михаил. - Но в Европе их никто не ждет. Хотя некоторым удается устроиться на птицефабрику или уборщицей. Некоторые мои друзья пробовали и до сих пор так живут - подзаработают немного и опять возвращаются. Сам я несколько месяцев проработал в России на стройке, но потом понял, что такие условия не для меня. Если хочешь работать, то и в Кишиневе можно что-то найти, но здесь ты все же дома..."

    Впрочем, некоторые оказываются более удачливыми. "Если у семьи есть возможность, то они отправят детей учиться за границу, - рассказала студентка Алина. - Некоторые программы дают возможность бесплатно обучаться в европейских вузах, студентам только приходится самим оплачивать проживание. После 5-6 лет обучения молодые люди полностью обустраиваются: они находят друзей и какую-то подработку, начинают говорить на языке. Молдавия перестает быть для них домом, они даже не думают о том, чтобы вернуться сюда".

    А что же Россия? Между нашими странами еще сохранилась какая-то связь? - этот вопрос мои собеседники встречали с некоторой растерянностью. И предлагали прогуляться по городу, посмотреть и послушать. На улицах Кишинева буквально через одного встречаешь человека, говорящего на русском. Чаще это представители старшего поколения, подростки между собой предпочитают говорить по-молдавски. Впрочем, если обратиться к ним по-русски, они ответят вежливо и на вполне грамотном языке.

    И все же тех, кто родился в 90-е, для России можно считать потерянным поколением. В школе они учили румынский язык и историю Румынии. Как жили в Советском Союзе, они не помнят. Зато сейчас видят, насколько хорошо живет Европа, поэтому грезят стать частью той, лучшей жизни. Ко всему прочему, они видят, что, к примеру, Румыния ежегодно выделяет порядка 10 тысяч бюджетных мест для молдавских студентов, а Россия только 500. К тому же Румыния значительно упростила процедуру выдачу паспортов, которые дают возможность беспрепятственно передвигаться по шенгенской зоне. Молдавские политики умело манипулируют этой категорией населения. За 20 лет они стремились избавить столицу от малейших намеков на общее с Россией прошлое. Так, центральный парк с памятником Александру Сергеевичу Пушкину теперь носит имя Стефана Великого. Место памятника Ленину перед зданием правительства расчистили под памятник жертвам оккупации (правда, сам памятник Ленина не снесли, а только переставили). А несколько месяцев назад на привокзальной площади Кишинева появился памятник жертвам депортаций "Поезд боли". И только памятник воинам-освободителям возле Академии наук по-прежнему стоит на своем месте.

    Мнение

    Эрнест Варданян, политолог:

    Теряет ли Россия Молдавию? Почему Румыния так активна, и ей удается влиять на власть, на СМИ, на интеллектуальную элиту? 20 лет они обучали молдавских детей в Румынии, давали учебники с "правильной" историей, СМИ финансировались из Румынии, НПО - из Евросоюза и США. Что может противопоставить Россия? Это уникальный случай, когда в стране существует такая огромная аудитория, где как минимум треть населения (если считать национальные меньшинства) - пророссийская, а еще молдаване, которые тоже симпатизируют России, и даже русофобы и унионисты прекрасно знают русский язык и русскую культуру. Но за 20 лет российская инициатива и историческое воздействие были утеряны. Даже российские СМИ, которые вещают в Молдавии, уже не имеют такого влияния. Например, местный телеканал "Прайм" вклинивается в сетку вещания Первого канала, показывает свои новости, а потом показывает новости Первого канала, но вырезает из них сюжеты о Молдавии, сделанные российскими журналистами. Зато канал показывает антироссийские передачи. Вопрос о европейской интеграции еще окончательно не решен. На примере Украины видно, что можно парафировать соглашение, но не факт, что оно будет подписано. За последние четыре года для подрыва молдавского государства было сделано достаточно. А теперь и Конституционный суд создал прецедент. Молдова - это независимое суверенное государство. Называйте язык румынским - пожалуйста, это непринципиально, но зачем ломать государственность?

    Россия должна дать Молдавии еще один шанс. Интерес к СНГ еще не потерян, есть бизнесмены, есть студенты, для которых Россия пока еще ориентир. Есть, конечно, зависимость от газа, но только этим Молдову к себе "не пристегнешь". Надо предлагать альтернативную европейской стратегию - культурный, академический план. Если мы говорим о логистике, то это информационная, финансовая поддержка. Западные страны не стесняются финансировать молдавские партии и НПО. Есть широкий пласт людей в Молдавии, которые поддерживают Россию. Число людей, поддерживающих Таможенный союз, выше, чем тех, кто поддерживает Европейский союз.

    Между тем

    Вопреки мнению некоторых моих собеседников, Европа заинтересована в ассоциации с Молдавией и активно разыгрывает эту карту. После отказа Украины подписать соглашения об ассоциации ставка сделана на Молдавию. По оценкам большинства экспертов, подписание аналогичного соглашения с Кишиневом не за горами - на это уйдет меньше года, потому что Брюссель хочет преподнести Украине урок. При этом перемен к лучшему Молдавии никто не обещал. Более того, как выяснилось недавно, к соглашению об ассоциации с ЕС прилагается бесконечный перечень дополнительных протоколов и условий. И единственный "пряник", который взамен обещали молдаванам, - до лета открыть безвизовый въезд в шенгенскую зону. Но сколько Молдавия будет ждать обещанного, предсказать никто не берется.

    Поделиться