19.11.2013 23:45
    Поделиться

    Сайт ФНС станет более "дружелюбным" к пользователям

    Уже в 2014 году на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) должен появиться личный кабинет налогоплательщика - юридического лица. А сам портал налоговиков станет более дружелюбным по отношению к пользователям и основанным на кейс-сценариях.

    Об этом в рамках конференции "Уплата налогов в 2014 году. Международный обзор" рассказал заместитель руководителя ФНС Алексей Оверчук.

    "Сценарий будет выглядеть следующим образом. Когда на сайт налоговой службы заходит пользователь, он может спросить: "Я хочу получить ИНН". Далее программа будет буквально "вести" человека по определенным ступенькам, попутно объясняя для чего этот номер необходим и проводя таким образом налоговый ликбез, объяснил чиновник.

    По словам Алексея Оверчука, сегодня на сайте Федеральной налоговой службы предлагается примерно 35 сервисов. При этом только личный кабинет налогоплательщика - физического лица используют около 5,5 миллиона человек. В неделю регистрируется около 80 тысяч новых подключений.

    Коснулся замруководителя ФНС и ситуации с налоговыми проверками. Немногие страны, подчеркнул он, могут похвастаться тем, что регулярно проверяется только одна компания из тысячи.

    Аналитическая работа помогает и в судебной практике. По словам Оверчука, за последние годы количество споров в судах сократилось на 52 процента. Это говорит о том, что бизнес-климат становится все более здоровым. В пользу такого утверждения и данные статистики. "Сегодня мы выигрываем порядка 72 процентов дел в судах, а несколько лет назад мы проигрывали более половины", - говорит Оверчук. Сейчас если налоговая предъявляет претензии, то они, как правило, обоснованные.

    В то же время, посетовал Алексей Оверчук, есть целый ряд задач, которые успешно реализует Федеральная налоговая служба. Но, как ни странно, они, например, не учитываются в рейтинге условий ведения бизнеса, который составляет Всемирный Банк, - Doing Business. В их числе - рискориентированный подход к проведению проверок. Смысл заключается в том, что налоговая заранее предупреждает налогоплательщика: "Вот ваши риски, обратите на них внимание". И в таком случае компания может избежать налоговой проверки.

    В то же время по рейтингу Doing Business у России очень неплохая динамика показателя "Налоговое администрирование". Скажем, в 2011 году по этой позиции наша страна занимала 105-ю строчку. А в последнем рейтинге это уже 56-е место. "Думаю, что это не предел, мы работаем над тем, чтобы и расти и дальше", - заверил собравшихся Алексей Оверчук. При этом, продолжил чиновник, очень важно, что методология исследования одинаково применяется ко всем странам и поэтому рейтинг это своеобразная фотография, которая позволяет оценить налоговые системы во многих странах мира. В результате можно оценить динамику, а бизнес может использовать данные рейтинга в принятии тех или иных инвестиционных решений, что положительно влияет на экономику.

    В дальнейшем, мнению Алексея Оверчука, продвижению нашей страны в рейтинге может серьезно помочь решение комитета по налоговой политике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Им еще в начале этого года было объявлено - налоговое законодательство и налоговая практика нашей страны соответствует стандартам ОЭСР. Кстати, в среднем страны ОЭСР находятся на 59-м месте рейтинга по налоговому администрированию. То есть Россия уже превысила эту планку. "Партнеров по СНГ мы обгоняем почти в 2 раза, обгоняем и страны БРИКС", - доволен Алексей Оверчук. Налоговая часть рейтинга складывается из трех показателей. Первый - количество налоговых платежей средней компании. По СНГ их - 27, по БРИКС - 13, средний уровень ОЭСР - 12. В России - 7 платежей. Второй показатель - время, которое тратится на администрирование налогов. В России оно занимает 177 часов. При этом в странах БРИКС - 708, в СНГ - 249, в целом по ОЭСР - 184 часа. В то же время у ФНС есть вопросы к точности оценки этого показателя. "Если считать, что большинство отечественных компаний используют компьютеризированные системы налогового учета (76 процентов компаний подают налоговую отчетность через спецоператоров удаленно), то цифра в 177 часов может быть подвергнута сомнению", - заявил он.

    На ближайшие годы развитие информационных систем - будет главным "коньком" ФНС. Для этого служба переходит на централизованную обработку информации, объединяя базы данных, что снижает количество ошибок, затраты на поддержание системы, упрощает и ускоряет работу с налогоплательщиками, объяснил Оверчук.

    Поделиться