Спецприз получила солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сопрано Дарья Терехова. Владимир Магомадов родился в Грозном. В 2002 году поступил в Краснодарский университет культуры и искусств на кафедру "Институт искусств". В 2005 году - в Российскую Академию Театрального Искусства на факультет музыкального театра, где постигал премудрости вокального искусства у народной артистки СССР России Тамары Синявской. В 2011 году принял участие в постановке оперы "Руслан и Людмила" Глинки в Большом театре России, где исполнил партию Ратмира (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). Одновременно с активной творческой деятельностью продолжает обучение в аспирантуре Российской Академии Театрального Искусства.
Контратенор - высокий мужской альтовый голос в диапазоне от до малой октавы до си второй. Еще в XVI веке, перед расцветом в Италии культа певцов-кастратов, в Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты: взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это же время был популярен голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контратеноры пели в ораториях Генделя, позже фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. После исчезновения кастратов - а последние в истории музыки кастраты пели в начале XX века - партии, ранее исполнявшиеся ими, стали поручать другим голосам. Сегодня их, как правило, исполняют контратеноры. Возрождение амплуа контратенора началось в ХХ веке. Это было связано с возникновением ансамблей, специализирующихся на исполнении старинной музыки.
Обычно контратеноры исполняют мужские партии, написанные для кастратов в эпоху барокко или позже, а также мужские партии для женских голосов. Искусство пения контратенором возродил англичанин Альфред Деллер, в середине XX века решивший начать карьеру солиста; так была возобновлена традиция сольного фальцетного пения. Он стал первым исполнителем партии Оберона в опере Бриттена "Сон в летнюю ночь"; это была первая в ХХ веке оперная партия, написанная специально для контратенора. За Деллером последовали другие певцы; благодаря росту интереса к старинной музыке и репертуару для высоких мужских голосов, на рубеже XX-XXI вв. начался новый этап популярности фальцетного пения. Первым отечественным контратенором считается Евгений Аргышев (1933-1992). С легендарным ансамблем "Мадригал" он выступал как баритон, однако развил свой голос и для исполнения контратеноровых партий. В 1980-е годы одним из ведущих певцов этого амплуа стал Эрик Курмангалиев (1959-2007).
Пол Эссвуд (р.1942)
Наряду с Деллером, Эссвуд был одним из тех, кто возродил контратеноровое пение в ХХ веке. Стал известен в первую очередь благодаря исполнению кантат Баха и ведущих партий в ролях Генделя и Монтеверди. Наряду с сочинениями Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, в его репертуаре произведения Пендерецкого, Шнитке (премьера Второй симфонии, "Фауст-кантата"), Гласса (опера "Эхнатон"). Сделал больше ста записей, в последнее время больше занят дирижированием и преподаванием.
Филипп Жарусски (р.1978)
По семейной легенде, фамилия певца появилась, когда его дед эмигрировал из революционной России и при пересечении границы сказал таможенному офицеру: "Я - русский". В 2004 г. получил французскую премию "Виктуар де ля мюзик" в номинации "Открытие года", в 2007 г. - в номинации "Певец года". Наряду с Генделем, уделяет много внимания произведениям Вивальди. Активно участвует в возрождении интереса к музыке Антонио Кальдары, Иоганна Христиана Баха, Николы Порпоры. Неоднократно выступал в Москве, в т.ч. в Доме музыки на открытии нынешнего сезона.
Макс Эмануэль Ценчич (р.1976)
Выступал в составе Венского хора мальчиков, после ломки голоса сумел сохранить сопрановую тесситуру и до 1997 г. выступал как певец-сопранист. Как контратенор дебютировал в 2001 году, привлек к себе внимание исполнением партии Нерона в постановке "Коронации Поппеи" Монтеверди (2003). На сегодняшний день известен благодаря партиям Фарнака в одноименной опере Вивальди, Мандане в опере "Артаксеркс" Винчи и Александра в одноименной опере Генделя.
Кристоф Дюмо (р.1979)
Дебютировал в 2002 году в партии Эустазио в опере Генделя "Ринальдо" на фестивале Радио Франс в Монпелье (дирижер Рене Якобс). Сотрудничает со многими ведущими коллективами старинной музыки, в том числе Les Arts Florissants, Le Concert d’Astrée, Фрайбургский барочный оркестр и др. Участвовал в постановках современных опер - "Смерть в Венеции" Бриттена, "Medeamaterial", "Ахматова" Мантовани. В 2012 году дебютировал на Зальцбургском фестивале в роли Птолемея в опере "Юлий Цезарь" Генделя. В 2013 году исполнил эту же партию в "Метрополитен-опера", Цюрихской опере и парижской "Гранд-опера".
Андреас Шолль (р.1967)
Известность Шоллю принес его дебют на Глайндборнском фестивале в опере "Роделинда" Генделя в роли Бертаридо, которую он потом неоднократно исполнял в других постановках. Сотрудничал с большинством дирижеров - специалистов по барочной музыке, таких как Уильям Кристи, Филипп Херревеге, Джованни Антонини, Джон Элиот Гардинер и др. Сочиняет песни, балетную и театральную музыку, возглавляет собственную профессиональную студию звукозаписи в Базеле.