Христианские епископы Сирии рассказали о страданиях войны в Москве

Есть свидетельства, что похищенные сирийские митрополиты живы, сказал в начале недели глава русской Православной церкви, и вот уже слова патриарха звучат вопросом из уст журналиста. Он адресован представителям сирийского духовенства, собравшимся вчера в МГУ на научную конференцию, посвященную известному святому VII века Исааку Сирину.

Само прозвище "Сирин" означает "сириец", и нет в России сегодня церковного человека, который бы не знал имя святого Исаака Сирина.

Но не о нем, а о судьбе похищенных этой весной сирийских митрополитов, монахинь и детей, запертых в монастыре без еды и воды, приходилось начинать разговор журналистам.

Комментируя слова патриарха "Есть косвенные свидетельства о том, что они живы", митрополит Волоколамский Илларион отметил, что "к сожалению, у нас нет никаких сведений о местоположении похищенных иерархов и условиях, в которых они содержатся, есть только молитва и надежда, что они живы, здоровы, а те, кто их похитил, выйдут на связь".

Другая боль, опережающая богословские интересы - блокада древнейшего христианского монастыря в Маалюле, в котором без воды и еды оказались монахини и 40 детей-сирот.

- К моменту нашего отъезда в Москву ситуация в монастыре, к сожалению, оставалась очень сложной, - сказал журналистам епископ Исаак Баракат из Антиохийского Патриархата. - У монахинь и детей, остающихся в монастыре, нет воды, питания и электричества.

Армия при содействии Антиохийского патриархата старается передать туда продукты, и дважды, по словам епископа, это получалось.

- В прошлое воскресение мы общались с настоятелем храма Святого Креста в Дамаске и храма Пресвятой Богородицы, - сказал епископ Исаак Баракат. Вести, полученные оттуда, горьки: храм Святого креста разрушен, и 8 человек погибли в христианском квартале.

Архиепископ Мар Силуан Петр Аль-Немех из Сирийской Ортодоксальной Церкви и епископ Армаш Налбандян из Армянской Церкви рассказали о положении христианских беженцев в Сирии. В стране много внутренней миграции - из пострадавших в относительно безопасные районы. Что касается миграции внешней, то она направлена в первую очередь в Ливан, а также в Иорданию, Турцию и Ирак.

Церковные организации оказывают беженцам гуманитарную помощь, но это, по словам архиепископа Маара Силуана, "очень тяжелое бремя, особенно если речь идет о безопасности". По его словам, в Сирии сегодня процветает торговля поддельными свидетельствами о выезде из страны. Люди отдают последние деньги (обычно цена такого незаконного свидетельства 1500 долларов, а за въездную визу в США, якобы открывающую туда путь через Мексику, и вовсе требуют 40 000 долларов), надеясь найти убежище и кров, и оказываются обманутыми.

Каким-то счастливым диссонансом по отношению к этим драматическим новостям звучало название научного доклада митрополита Иллариона, посвященного основной теме конференции - " В поисках духовного жемчуга". Преподобный Исаак Сирин, святой, живший в VII веке, родился на берегу Персидского залива, и во всех его богословских трудах присутствуют образы моря и всего с ним связанного - капитаны, моряки, устрицы и ныряльщики за устрицами. Духовный путь к спасению он часто сравнивал с добычей жемчуга ныряльщиком, погружающимся на большую глубину, задерживающим дыхание, почти задыхающимся…

Доклад о святом и его трудах звучал как приключенческая повесть, восстанавливаемая по древним рукописям.

Интересно, что рукописи на сирийском нашел в библиотеке светский человек, крупнейший специалист в области сирийского языка, профессор в области сирийских исследований Оксфордского университета профессор Себастьян Брок.  И благодаря этой находке стало возможным недавнее издание второго и третьего томов сочинений Исаака Сирина.

Профессор Брок, когда-то руководивший в Оксфорде богословским образованием владыки Иллариона, прибыл на российскую научную конференцию, собранную его учеником, с докладом, в котором он разбирал слова преподобного "об озарении" или "полезном чувстве страдания", о том как "радуются души, забывая об оковах плоти".

Знаменательно, что первая конференция, организованная в целях развития церковной аспирантуры и докторантуры, проходила на "площадке" Московского государственного университета.

Поскольку у представителей российской богословской науки пока нет достойных помещений для такого рода конференций, решено, что они будут проходить в лучших вузах - и старт дан в МГУ. Постсоветские предубеждения о том, что "мракобесов" нельзя пускать в науку как-то отступают, когда на российские научные богословские конференции съезжаются оксфордские профессора.