08.10.2013 16:20
    Поделиться

    Эксперты: Креативные кластеры помогут Петербургу догнать Европу

    Пока Петербург лишь робко обсуждает проект создания креативного кластера в здании "Крестов" и теоретическую передачу некоторых промышленных помещений под творческие мастерские, молодые и активные предприниматели сами начинают создавать творческие пространства. По мнению экспертов недавно прошедшего в Петербурге Calvert-форума, такие объединения при грамотной организации могут очень благотворно сказаться на городской экономике, и некоторые города Европы тому подтверждение.

    Один из таких активных предпринимателей, автор открывшегося в этом году на Миллионной улице креативного проекта "Архитектор" Александр Басалыгин не останавливается на достигнутом. Осенью он с компаньоном открывает в здании бывшего доходного дома на 8-й Советской улице креативное пространство под названием "Третий кластер", а чуть позже на пересечении улиц Восстания и Некрасова в бывших промышленных и офисных помещениях заработает проект "Флигель". Рассматривают вариант и еще одного подобного заведения на улице Некрасова.

    - Благодаря созданию таких новых центров притяжения мы можем изменить инфраструктуру, жизнь целого района, - рассказал "РГ" Басалыгин, - ведь несмотря на то, что улицы Некрасова, Миллионная, Советские - самый что ни на есть центр города, это "второсортный" центр, люди просто не знают, чем в этих районах можно заняться. Я знаю множество бизнесменов, арендовавших в разное время помещения на улице Миллионной, примыкающей к Дворцовой площади, - ни магазины, ни арт-галереи, ни типографии не принесли никакого дохода и вынуждены были закрыться из-за отсутствия посетителей. Теперь же "Архитектор", объединивший в себе культурный досуг и возможность развлечься, может изменить всю картину, сюда потянулись люди, тут постоянно "дежурят" таксисты. Хотя о доходности пока говорить рано, я думаю, потребуется не один год, чтобы отбить вложения.

    Таким же образом может пойти и развитие района площади Восстания, где появятся в относительной близости друг от друга три креативных пространства. Арендная ставка для будущих резидентов здесь составит от 500 до тысячи рублей за "квадрат".

    Несмотря на то что под креативные кластеры идут никому особо не нужные помещения, вложиться в эти проекты приходится основательно. По словам Басалыгина, часто им как арендаторам достаются только стены, и ремонт, коммуникации - все делается за свой счет. Вторая проблема: у таких полузаброшенных помещений все равно есть владелец, и договориться с ним бывает очень сложно, требуется решать административные проблемы. Например, популярное ныне пространство "Четверть" арендует у крупного строительного холдинга свое помещение, на которое у владельцев не было особых планов. Однако и в таком "беспроблемном" здании арендная ставка сравнима со стоимостью площадей в полноценном бизнес-центре.

    - Если мы говорим о бизнесе, то креативные индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, чье производство строится на интеллектуальной составляющей, - рассказала основатель и директор исследовательского фонда креативных индустрий Calvert22 Нонна Матеркова. - Творческие люди сегодня - это не только художники, писатели, артисты. Творчество востребовано в промышленности, бизнесе, управлении.

    Для примера: в Берлине в креативных индустриях занято около 20 процентов населения. Именно этот сегмент сформировал новую конкурентоспособную экономику города. По словам эксперта, сейчас в России не хватает квалифицированных кадров в области творческих индустрий. Творческие проекты считаются несерьезным и низкооплачиваемым занятием. Однако эти "несерьезные занятия" могут существенно повлиять на экономическое, социальное, туристическое развитие мегаполисов. Сегодня в Берлине зарегистрировано более 26 тысяч компаний в секторе креативных индустрий, СМИ и коммуникаций, чей суммарный оборот превышает 26 миллиардов евро.

    Как подчеркивает Нонна Матеркова, кластеры позволяют наладить общение и кооперацию среди различных игроков в индустрии. Если говорить о начинающих творческих проектах, им крайне сложно в одиночку находить нужные ресурсы и успешно конкурировать на рынке. Как показывает опыт успешных западных городов, местные власти могут эффективно помогать развитию творческой экономики. Для этого можно упростить законодательство в сфере налогообложения для малого и среднего бизнеса, на котором держится креативный класс, можно упростить порядок аренды или покупки зданий для творческих кластеров. Тогда и инвестиции более охотно пойдут в эту сферу.

    - Появление и развитие творческих проектов невозможно предсказать, как и навязать сверху, - говорит Матеркова. - Сейчас в Петербурге появляется множество интересных проектов международного уровня. Творческие индустрии здесь формируются естественно, и это сродни процессу, происходящему в свое время в Берлине. Есть огромное количество прекрасных несетевых кафе - это все креативные проекты, не похожие друг на друга. Если все эти проекты начнут взаимодействовать, тогда и вырастет инфраструктура креативного Петербурга. В качестве успешных примеров влияния творческих проектов на региональную экономику приводят расцвет молодых дизайнеров в Петербурге. За последние несколько лет в городе появились десятки новых марок интересной одежды местного производства, вполне сопоставимой по качеству и уровню дизайнерских решений с ведущими западными брендами. Как следствие, появились новые площадки для презентации этих марок, пространства, специализирующиеся на продаже одежды и аксессуаров от молодых петербургских дизайнеров. В целом эксперты подчеркивают, для того чтобы в том или ином городе становилось больше креативных профессионалов, иначе говоря, вырос креативный класс, который в разных странах Европы составляет от 5 до 30 процентов, должен сформироваться целый ряд благоприятных предпосылок. Это привлекательное образование по творческим специальностям, доступ к кредитам для малого бизнеса, адекватный налоговый фон, развитая городская инфраструктура, толерантная среда.

    Комментарий

    Ирина Бабюк, глава комитета по инвестициям Санкт-Петербурга:

    - Объем мирового экспорта товаров и услуг творческих индустрий вносит существенный вклад в общий прирост ВВП. Начиная с 2002 года он ежегодно увеличивался в среднем на 14,4 процента и составил 592,08 миллиарда долларов, то есть 2,73 процента от всего мирового экспорта. Объединение интересов и усилий творческих организаций, государства и крупного бизнеса позволит сформировать дополнительный вектор развития экономики региона. Этот сектор обладает большим экспортным потенциалом и имеет в своей основе авторское право, также он позволит внести свой вклад в оздоровление депрессивных территорий за счет приспособления аварийных и промышленных зданий.