03.10.2013 16:53
    Поделиться

    В Перми состоялась премьера редкой оперы Генри Перселла

    В Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского состоялась премьера оперы Генри Перселла "Королева индейцев".

    1521 год. На территорию, что ныне зовется Мексикой, пришли конкистадоры. Царевну народа майя Текулихуацин (Джулия Баллок) отдают в жены одному из них, Педро де Альварадо (Ноа Стюарт). И не просто произволом вождя-отца, но с тайным умыслом - выведать, боги ли пришельцы из-за моря и есть ли у них какие-нибудь слабости. Как бывает, стерпится - слюбится. Засланная как шпионка, она становится верной подругой завоевателю. Она быстро понимает, что ее невольный избранник совсем не бог, а обычный человек, но не говорит об этом соплеменникам - потому что по-настоящему влюблена в него. Принимает католичество и искренне молится по правилам христианской веры.

    Однако ее муж не меняется. Он продолжает проливать кровь ее народа. Даже родившаяся дочь не смягчает его жестокого нрава. И начинает искать новую жену - испанку. Разочарованная донья Луиса, - такое имя получила "королева индейцев" при крещении - удаляется в джунгли, обращаясь к майянским богам. Но уже нигде найти ей утешения. Осталась дочь Леонор - дитя двух рас (Маритксель Карреро), которое отныне тоже обречено метаться между двумя мирами.

    - Кожа моя скорее бела, чем темна,

    Фигура стройна, и все говорят о моей необычайной красоте,

    Неужели я - провозвестница новой расы?.. - звучит один из последних монологов.

    "Королева индейцев" была последней оперой британского композитора Генри Перселла (1659-1695), которую он не дописал, - заканчивал уже брат композитора Дэниэл. Всей музыки "британского Орфея", если исполнять это творение эпохи барокко в "чистом виде" - может, час с небольшим. Однако у Теодора Курентзиса и режиссера Питера Селларса получилось эпическое полотно почти на четыре часа и фактически новое произведение. Понадобилось прежде всего новое либретто. У Джона Драйдена, соавтора самого Перселла, вообще ацтеки воевали с инками, чего в реальности быть не могло. В итоге на гениальную музыку британского композитора конца XVII века положен роман совершенно неизвестной - почти как и Перселл, - никарагуанской писательницы Розарио Агилар "Затерянные хроники Terra Firma" (1980). Это в уста ее персонажей вложены арии на слова Драйдена и современных авторов, среди которых также российская поэтесса Вера Павлова.

    Самого-то Перселла Теодор Курентзис за последние пять лет ввел в российский культурный обиход. В 2008 году он со своим оркестром Musica Aeterna и солистками Симоной Кермес и Деборой Йорк записал на диске перселловскую "Дидону и Энея". А в 2012-м пермской публике был явлен творческий эксперимент: в один вечер на сцене Органного зала были исполнены "Дидона и Эней" и приквел к этой опере, написанный всемирно известным британским композитором Майклом Найманом и доверенный Пермской филармонии и Курентзису. Впрочем, Перселла вспомнят любители Андрея Тарковского - именно музыка из "Королевы индейцев" звучит в финале фильма "Зеркало" (1974).

    Питер Селларс, смешной американец с прической "волосы дыбом" и с разноцветными нитками бус до пояса на шее, назвал свою работу мировой премьерой четыреста лет спустя. Он двадцать пять лет жил идеей поставить последнюю оперу Перселла. В прошлом году, рассказывает он, они с Теодором Курентзисом впервые сошлись в Мадриде для совместной работы над оперным диптихом "Иоланта/Персефона" на музыку Чайковского и Стравинского, и в пересменке какой-то из репетиций Курентзис вдруг обернулся к нему и спросил: "Ты знаешь "Королеву индейцев"?!

    - Я приехал в Россию, чтобы поработать с этим человеком, - восхищался Селларс, - и поехал бы за ним хоть куда. Но я оказался в Перми и здесь очень счастлив. И здесь нашел не только этого человека, но и прекрасный оркестр и хор Musica Aeterna, с которыми здесь работал, и считаю их лучшими в барочной музыке.

    Не меньшие похвалы он посвятил пошивочному цеху, работницы которого сотворили костюмы в традиционном майянском духе из тканей, привезенных из-за океана. Впрочем, вполне в духе современного подхода к режиссуре, кроме аутентичных нарядов, герои еще переодеваются в камуфляж-милитари, героини-женщины - в длинные платья европейского покроя. Для большего колорита, исполнители партий главных антагонистов, Луисы-Текулихуацин и ее мужа - чернокожие певцы.

    "Королева индейцев" - совместная продукция Пермского театра, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Авторы собрали для нее международный состав исполнителей: певцы из США, Германии, Франции, ЮАР, художники-постановщики - также все американцы. Из всех пермских артисток в проекте участвует лишь одна из солисток: белоруска Надежда Кучер ("Золотая маска" за лучшую женскую партию в сезоне 2011/2012 с оперой Дюсапена "Медея материал") - с небольшой партией жены генерал-капитана конкистадоров. Да оркестр и хор Musica Aeterna, которые часть пермской интеллигенции упорно считать своими отказывается.

    - Обычно, если есть подходящие наши певцы, мы оказываем им предпочтение, - объяснил Теодор Курентзис. - Но есть типажи, которые, по авторскому замыслу по-другому воплотить невозможно. Поэтому да, кастинг был специфическим, но он очень удачный.

    После нескольких показов в Перми теперь "Королева индейцев" будет показана в ноябре в Мадриде. Когда оперу в следующий раз можно будет увидеть на местных подмостках, пока никто не сообщил.

    Поделиться