24.09.2013 15:20
    Поделиться

    Саратовские железнодорожники подвели итоги работы в первой половине года

    Первая половина 2013 года ознаменовалась общим снижением объемов железнодорожных перевозок по сети железных дорог России.

    О том, как выстраивает работу в ситуации падения рынка и усиления конкуренции ведущий оператор рынка железнодорожных перевозок - Первая грузовая компания (ПГК), - рассказывает директор Саратовского филиала ПГК Сергей Титков.

    В настоящее время СМИ активно обсуждают снижение объемов грузовых перевозок по железной дороге. Каковы предварительные результаты работы Саратовского филиала ПГК в 2013 году? Какие грузы составили основу грузопотока филиала?

    Сергей Титков: Кризисная ситуация на рынке железнодорожных перевозок затронула всех участников регионального рынка, в том числе и Саратовский филиал ПГК. Однако, несмотря на сложные для рынка времена, мы достигли устойчивых производственных результатов, а также повысили качество предоставляемых услуг. В частности, объемы перевозок в полувагонах у Саратовского филиала ПГК за восемь месяцев 2013-го почти на 14 процентов превысили показатели аналогичного периода прошлого года, достигнув 500 тысяч тонн. Грузооборот в данном сегменте перевозок увеличился на 44 процента, достигнув 549 миллионов тонно-километров. Это позволило нам увеличить свое присутствие на рынке грузоперевозок: доля полувагонов ПГК в общем объеме погрузки на Приволжской железной дороге выросла с 7,6 до 9,9 процента.


    Сергей Титков: Реальная возможность укрепления позиций компании - повышение эффективности перевозок за счет сокращения порожнего пробега и простоя вагонов. Фото:Саратовский филиал ПГК

    Что касается номенклатуры грузов, перевозимых филиалом, около половины объема грузопотока составляют нефтепродукты. Ключевым клиентом в этом сегменте является крупнейший нефтеперерабатывающий завод региона - "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка". Второе место по объему перевозок занимают цементные грузы предприятий "Вольскцемент" и "Серебряковцемент". Среди других видов перевозимых грузов - минеральные удобрения, стройматериалы, щебень. Кроме того, мы активно участвуем в перевозках урожая из Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей.

    Большинство операторов предпочитает работать с крупными клиентами, которые гарантируют большие объемы погрузки, вы тоже придерживаетесь такой политики?

    Сергей Титков: У нас заключено около 300 договоров, причем львиная их доля - в сегментах мелкого и среднего бизнеса. Да, основной грузооборот приходится на десяток крупных компаний, но принципы работы ПГК одинаковы для всех. Своих клиентов мы не делим на мелких и крупных, мы гарантируем качественное обслуживание всем. В частности, мы предлагаем конкретные меры по снижению издержек на перевозку, обеспечиваем полное документационное обеспечение сделки. На нашем сайте клиенты могут самостоятельно рассчитать тариф в режиме онлайн, и в случае необходимости наши специалисты помогут подобрать и оптимальный для грузоотправителя маршрут.

    Своих клиентов мы не делим на мелких и крупных, мы гарантируем качественное обслуживание всем

    Каким образом в условиях обострения конкуренции между операторами подвижного состава можно повысить рентабельность и прибыльность бизнеса?

    Сергей Титков: Снижение объемов перевозок, обусловленное общей экономической ситуацией в стране, стимулирует нас искать новые способы удовлетворения потребностей клиентов, расширяя спектр предоставляемых услуг. В частности, сегодня ПГК работает над обеспечением доставки груза от двери до двери с привлечением аутсорсинговых компаний.

    Такая услуга ориентирована прежде всего на предприятия, которые не имеют собственных подъездных путей и грузового автопарка.

    Ощущаете ли вы сегодня конкуренцию со стороны автотранспортных предприятий?

    Сергей Титков: Этот вид конкуренции существовал всегда, но если раньше считалось, что на расстояния до 300-400 километров выгоднее перевозить грузы автотранспортом, сейчас эта планка поднялась до 500-800 километров. На близких расстояниях нам бессмысленно конкурировать. Здесь у каждого своя ниша, наши клиенты - те, кому необходимо доставить массовые грузы на средние и дальние расстояния. Зато для отправки наливных или насыпных грузов автотранспортники для нас - не конкуренты. Еще один плюс железной дороги - ее надежность, низкая аварийность, а также круглогодичность работы.

    Какие еще способы повышения эффективности бизнеса вы считаете целесообразными в текущих рыночных условиях?

    Сергей Титков: Реальная возможность укрепления позиций компании - повышение эффективности перевозок за счет сокращения порожнего пробега и простоя вагонов. Понятно, что вагон приносит прибыль только когда перевозит грузы. Именно поэтому оператору выгодно иметь широкую филиальную сеть - оптимальная межфилиальная логистика позволяет эффективно задействовать вагоны на самых разных направлениях. Конечно, и у нас бывают небольшие участки в 100-200 километров - от станции до станции, когда вагон может идти порожняком, но это очень маленькие расстояния в масштабах перевозок ПГК.

    Вы упомянули межфилиальную логистику, какова ее роль в компании?

    Сергей Титков: Этой задаче сейчас уделяется повышенное внимание. Совсем недавно в нашей компании был создан координационный совет директоров филиалов, который будет решать вопросы усиления взаимодействия и повышения согласованности действий при организации перевозок между филиалами ПГК.

    Сегодня у ПГК - самая развитая филиальная сеть среди собственников подвижного состава. На всей сети российских железных дорог работают 14 филиалов ПГК, а также представительства в столицах Украины и Финляндии. Планируется открытие представительства ПГК в Казахстане. Продуманное взаимодействие между филиалами позволяет компании сократить издержки за счет снижения порожнего пробега, что приводит к повышению доходности вагона, а также росту рентабельности перевозок.

    Успешность работы операторских компаний во многом зависит от перевозчика. Как складываются отношения филиала с Приволжской железной дорогой после перехода ПГК из статуса дочерней компании ОАО "РЖД" в статус частного оператора?

    Сергей Титков: Без нашего взаимодействия с перевозчиком, в частности с Центром фирменного транспортного обслуживания и Дорожного центра управления перевозками, ни одна сторона перевозочного процесса не добьется эффективности. Только четкая взаимосвязь - в планировании перевозок, подводе вагонов клиенту и соблюдении сроков доставки грузов позволит всем участникам рынка уйти от непроизводительных расходов.

    ПГК традиционно сохраняет с дорогой конструктивные деловые отношения, что помогает нам выполнять свои обязательства перед клиентами.

    К слову, 1 октября ОАО "РЖД" исполняется 10 лет, и я сердечно поздравляю коллег с юбилеем компании. Мы знаем, что это нелегкий труд - в любое время суток, в любую погоду железнодорожники всегда на своем посту. Желаю всем работникам РЖД и Приволжской железной дороги здоровья и успехов.