Определились окончательные черты законопроекта, который введет в российское законодательство понятие финансового омбудсмена. Документ недавно поступил в правительство, рассказал журналистам вернувшийся на пост примирителя банков с заемщиками Павел Медведев. По его словам, в нынешнем виде законопроект был одобрен в Государственно-правовом управлении президента. "Поэтому то, что сейчас написано, по-видимому, будет иметь широкую поддержку в правительстве", - считает Медведев. Теперь законопроекту предстоит пройти путь через Госдуму, Совет Федерации и лечь на подпись президенту.
Таким образом, главная интрига вопроса о правовом статусе омбудсмена - будут ли его решения обязательными для банков и прочих финансовых организаций - вроде бы разрешилась. Нынешний вариант предполагает, что спустя два года все банки и страховые компании должны будут исполнять решения омбудсмена. Для первых сумма при рассмотрении споров не будет превышать 500 тысяч рублей, для вторых - 300 тысяч.
Механизм принятия решений будет выглядеть следующим образом. Заемщик, попавший в тяжелое положение и из-за этого неспособный расплатиться с банком, обращается к омбудсмену.
Тот, поняв, что обращающийся - не мошенник, принимает решение помочь горе-заемщику. Банк получает распоряжение реструктурировать или вовсе списать долг. В случае отказа омбудсмен обращается в суд. При этом дело в суде не рассматривается по существу. Будут проверяться соблюдение процедур со стороны омбудсмена, а также его незаинтересованность в исходе дела. Если у суда претензий не окажется, банк получит уже исполнительный лист от суда, исполнять предписания которого тот уже не имеет права.
Павел Медведев особо подчеркивает, что такая система поможет избежать появление второй судебной системы для банков, и в то же время позволит сохранить значимость решений самого омбудсмена. Последний станет своеобразным противовесом для банков, при этом имея юридическую силу.
Напомним, Павел Медведев вернулся на пост финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков (АРБ) 5 сентября. Сейчас он помогает проблемным заемщикам найти общий язык с банками. Последние, при этом, идут навстречу на добровольной основе. Правда, не все. В постоянном сотрудничества с омбудсменом 25 финансовых организаций, 110 - "в круге интересов".
Банкиры не слишком приветствуют тот факт, что требования омбудсмена станут обязательными, сетует Медведев. Ведь им самим же придется платить за то, что кредиты будут списываться с их балансов. Вместе с тем омбудсмен признает, что банкирам нужно время, чтобы "созреть" до понимания, что такой институт необходим. Стоявший у истоков российской банковской системы, Павел Медведев, приводит в пример Агентство по страхованию вкладов (АСВ), на создание которого ушло почти десятилетие. Он рассказывает, что поначалу представители финансовой элиты были категорически не согласны с тем, что им придется платить за банкротство их менее успешных конкурентов. Впрочем, по словам Медведева, спустя несколько лет все поняли, что укрепление доверия к банковской системе куда дороже всех выплат в пользу АСВ. Схожую роль он видит и для института финансового омбудсмена.
Павел Медведев рассказал журналистам, что по его прогнозам, российскую банковскую систему могут настигнуть глубокие потрясения из-за роста количества кредитов у населения на фоне ухудшающейся ситуации в экономике. При этом, по словам Медведева, пострадают скорее обычные граждане, а "хитрые и умные банкиры" найдут способ обезопасить себя. В такой ситуации, по словам омбудсмена, люди все больше будут нуждаться в защите и помощи.