Делаешь шаг - взгляд падает на роман "Лавр" финалиста "Большой книги" Евгения Водолазкина. Пока роешься в сумке в поисках кошелька, краем глаза замечаешь рядом сборник Людмилы Улицкой "Детство 45-53: а завтра будет счастье". Неожиданно слышишь очень эмоциональный разговор в микрофон из-за угла - идешь скорее послушать: Захар Прилепин и Сергей Шаргунов обсуждают новую книгу последнего "1993". Интересно, нужно купить обязательно. А тут плечом тебя кто-то задел, оборачиваешься и слышишь, как удаляющиеся на бегу обсуждают, что на стенде издательства "Время" Ирина Роднина про "Слезу чемпионки" рассказывает. Разорваться невозможно. Роднину уже краем уха слушаешь, потому что на стенде издательства много и других прекрасных книг. Накупив всего, еле несешь уже добычу. И тут вспоминаешь, что те новинки, что в первый момент заметила, так и не купила. Приходится возвращаться на следующий день.
А второй раз здесь совсем не проще. Заглядываешь на "Авторскую площадку", а там детей полно - Дмитрий Глуховский что-то рассказывает. Почему детям? Собралась было тоже послушать. Но пока удивлялась, обнаружила, что совсем рядом Захар Прилепин дает интервью какому-то телеканалу, говорит о молодых авторах и ложном падении интереса к чтению. День второй, но не только ты на ярмарку ежедневно ходишь...
И вот с одной стороны - постоянная суета на ММКВЯ, а с другой - можно с каждым писателем пообщаться и еще и друзей встретить. Впечатлений и эмоций к вечеру столько, что после пяти дней такого книговорота понимаешь: до книжной ярмарки Non/fiction протянешь спокойно. А больший промежуток вреден для интеллектуального здоровья.
Кстати сказать, специалисты книжного бизнеса в этом году тоже не унывают. На отраслевой конференции "Книжный рынок России-2013" грустных ноток было немного. Генеральный директор издательства "Эксмо" Олег Новиков рассказал об общих перспективах развития книжной отрасли, где отметил, что, по экспертным оценкам, падение рынка замедляется. Прогнозируется переход рынка в стадию стагнации по аналогии с Европой. Говорил он и об электронной книге, которая в нашей стране пока не угрожает бумажной, а является ее дополнением. Правда, пиратство создает проблемы. Но заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев в своем выступлении отметил, что так называемый антипиратский закон, действующий сейчас в киноиндустрии, планируется дополнить, чтобы он мог быть применен эффективно и в книжной отрасли.
Приятно, что ММКВЯ теперь не ограничивается одной площадкой. Все выходные на открытом воздухе проходил мультимедийный фестиваль живой литературы Bookmarket. Он резко отличается от книжной ярмарки на ВВЦ и больше направлен на пропаганду литературы и культуры в целом. И, конечно, его выигрышное расположение в одном из центральных парков, "Музеоне", дает ему больше возможностей. Он живой, но не суетный.
А гости здесь ничуть не уступали гостям ярмарки. Диана Арбенина не только читала собственные стихи и прозу, но и пела. Автор "Облачного атласа" Дэвид Митчелл рассуждал о том, насколько сложно экранизировать литературное произведение. И пришел к выводу, что экранизации чем-то похожи на игру с конструктором "Лего". Надо просто перекомпоновать книгу в фильм, а значит, в сценарии не должно быть авторских отступлений и описаний, зато гораздо более важно - энергичное развитие сюжета. Фантасты Джо Аберкромби и Дмитрий Глуховский делали ставки на будущее жанра. Аберкромби склонялся к викингам, а Глуховский настаивал на нанотехнологиях. А Ирина Хакамада и Александр Архангельский спорили о культуре. Каждый четко отстаивал свою позицию, но часа для такой горячей беседы явно было недостаточно.
На этой ярмарке эмоционально выдыхаешься. Но и наслаждение от концентрации интересных людей получаешь такое, что готова простить ей любые мелочи.