Штаб по наблюдению за выборами возглавил Алексей Венедиктов, член Общественной палаты столицы и главный редактор радиостанции "Эхо Москвы". "Для нас очень важно, чтобы голосование и подсчет голосов были максимально прозрачными. Штаб - это нейтральная и прозрачная площадка для того, чтобы и кандидаты, и представители штабов, и члены Общественной палаты, и журналисты могли получать одинаковую информацию в одно и то же время", - напомнил журналистам вчера Венедиктов.
20 операторов посменно дежурили за мониторами. На каждый из них одновременно выводилось изображение с 12 камер, расположенных на 6 избирательных участках. Через минуту картинка менялась, и оператор начинал отслеживать ситуацию уже на другом участке. За одним наблюдателем было закреплено 170 избирательных участков и, соответственно, 340 камер по 2 на каждом участке. Одна следила только за урнами для голосования, другая показывала общий план участка. Понятно, что уследить за всем операторы не могли чисто физически - голосование велось на 3596 площадках. Но сам факт наблюдения сыграл важную роль, ведь никто из членов участковых избирательных комиссий никогда не знал, направлено на него в данный момент око видеокамеры или нет. Случаев, когда изображение пропадало, зафиксировали менее сотни за весь день, да и это случалось буквально на несколько минут. Наблюдателей, работавших в этот момент непосредственно на участке, предупреждали, чтобы они бдили особенно внимательно в такие моменты.
Ни один из штабов кандидатов в мэры не посчитал создание штаба лишней мерой, как и присутствие там своих представителей. Фиксировать все происходящее в городе начали еще за час до открытия - в 7.00 утра. Причем смотрели не только за тем, что показывают камеры, но и проверяли любой поступивший сигнал или жалобу.
- Нам не поступило ни одной жалобы о том, что кого-то из наблюдателей не допустили на избирательный участок, хотя в прежние времена это было одно из самых распространенных нарушений, - подводит итог Алексей Венедиктов. - Что касается правильного опечатывания урн перед началом голосования, то на двух участках урны находились вне зоны видимости камер - наши операторы не могли их видеть. Мы сразу связались с наблюдателями на этих участках, и нас заверили, что нарушений не было.
Те же, что все-таки случались, были незначительными. Лишь в одном случае было принято решение провести голосование заново - члены избирательной комиссии пришли в больницу с урной к больному без наблюдателей. Информация об этом появилась в социальных сетях, в штабе проверили и убедились в достоверности. Перед пациентами извинились и попросили проголосовать еще раз, уже в присутствии наблюдателей. Один раз на место выезжала специальная мобильная группа штаба - проверяла информацию о большом количестве военных на участке. На колонны людей в форме обратили внимание наблюдатели. Зафиксировали их и видеокамеры. "Мы выехали на участок N 1391 в районе Лефортово. Действительно, во дворе было много военных, построенных по подразделениям. Это голосовали солдаты военной части, списки которых заранее были заявлены. Так что никакого нарушения в этом не оказалось", - пояснил член общественного штаба, депутат Мосгордумы Олег Бочаров.