На саммите G20 договорились об обмене налоговой информацией

Наиболее явного прогресса на саммите в Санкт-Петербурге страны G20 достигли по налоговым вопросам. Они приняли план действий, который поможет вернуть в национальные экономики деньги, которые сейчас утекают в низконалоговые юрисдикции.

В итоговой декларации по итогам саммита лидеры признали, что рост мировой экономики остается хрупким: в развитых странах наметились первые признаки восстановления, но пока эти ростки слишком слабые, темпы роста в развивающихся странах снижаются. Для того чтобы в развитых странах рост стал устойчивым, а в развивающихся странах не замедлялся, и нужны меры и программы, принятые "двадцаткой".

В качестве одной из угроз для роста G20 назвала неустойчивость потоков капитала. Для развивающихся стран это связано в том числе с предстоящим выходом США из политики количественного смягчения. Сообщения об этих планах уже привели к оттоку капитала с развивающихся рынков, снижению курсов нацвалют. И хотя сворачивание мер количественного смягчения - естественный процесс на этапе восстановления роста экономики, он должен быть постепенным и предсказуемым. На саммите США подтвердили именно такой подход, в итоговой декларации он закреплен в рекомендациях для центробанков "двадцатки".

Еще один важный посыл - страны G20 подтвердили намерение двигаться к рыночным определениям обменного курса, воздерживаться от использования курсовой политики для ускорения роста экономики.

"Двадцатка" согласовала автоматический обмен налоговой информацией. Он начнет действовать в 2015 году

Но кризис и глобализация привели к тому, что более волатильными стали не только капитальные, но и налоговые потоки. Здесь есть два трудно разделимых процесса: с одной стороны - это уклонение от налогов, а с другой - их формально законная оптимизация. Получили развитие, в том числе в России, транснациональные компании, или холдинги, которые зарегистрированы в одной стране, но владеют компаниями в других государствах. Это позволяет им частично нелегально, а частично на законных основаниях снижать свои налоги. В результате уплата налогов отрывается от экономической деятельности, у государства снижаются стимулы для поддержки бизнеса, деятельность которого приносит меньше доходов в казну. Здесь "двадцатка" продвинулась сразу по двум направлениям. Во-первых, согласован автоматический обмен налоговой информацией, который начнет действовать в 2015 году. Во-вторых, договорились о координации налогового законодательства в части трансфертного ценообразования, договоров об избежании двойного налогообложения и т.д. Конечная цель этих мер - ликвидировать лазейки в законодательствах, позволяющие некоторым компаниям не платить налоги ни там, где они работают, ни там, где зарегистрированы.

Впрочем, поддержка роста имеет много измерений. И прежде всего она начинается с извлечения уроков из прошедшего кризиса. В чем состояли его причины? Во многом это была излишне экспансионистская денежно-кредитная и бюджетная политика. Сейчас у большинства развитых стран есть серьезные проблемы с долгосрочной бюджетной устойчивостью, накоплен большой объем долга. Принятые на предыдущих саммитах обязательства вдвое снизить бюджетные дефициты выполнили многие, но не все. Теперь каждая страна увязала новые обязательства с особенностями своей экономической ситуации. Сокращение дефицитов и госдолга - важное условие создания благоприятных макроэкономических условий для роста мировой экономики.

Восстановлению роста должна способствовать также активизация инвестиций за счет развития рынков капитала в национальных валютах. Для каждой страны выявляются и собственные дополнительные источники инвестиций. Где-то это госинвестиции, где-то - налоговые стимулы для инвесторов, институты развития. Россия сможет воспользоваться ресурсами Банка развития БРИКС, о создании которого договорились "на полях" G20. Взнос стран-учредителей в уставный капитал - 50 миллиардов долларов. Полезными для нашей страны могут оказаться и принципы деятельности институциональных инвесторов, подготовленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Приняты также договоренности о проведении структурных реформ, улучшающих инвестиционный климат. Например, Россия приняла обязательства снизить административную нагрузку на бизнес, облегчить лицензирование. Соотношение инвестиций к ВВП должно достичь в нашей стране 25 процентов к 2015 году и 27 процентов - к 2018 году.

Одной из центральных тем стали проблемы рынка труда. С одной стороны, это социальная задача, потому что в некоторых странах безработица очень велика (а молодежная зашкаливает за 50 процентов). С другой стороны, увеличение занятости важно, потому что оно могло бы дать толчок экономическому росту. При этом страны G20 закрепили необходимость поддерживать баланс между защищенностью работников и гибкостью рынка труда.