Андрей Максимов: Московское управление культуры любит театр авангардный

Раньше театр как можно было разделить? На хороший и плохой. Другими словами: тот, чьи спектакли трогают зрителя, и тот, чьи постановки оставляют равнодушными.

Нынче не то. Нынче театры делятся на тех, которые находятся в поиске чего-то неведомого, и тех, которые традиционные. Другими словами: те, в которых режиссерская фантазия - главный герой и она же - единственный автор спектакля. И те, в которых режиссерская фантазия служит для того, чтобы раскрыть замысел автора и мастерство актеров.

И такой театр имеет право открывать свой занавес, и сякой. И в том театре есть зрители типа поклонники, и зрители типа ненавистники. И в другом.

Нормальное дело. Искусство - не магазин, тут одними ГОСТАми не обойдешься. Вопрос в соотношении: потому как хочется, чтобы и такой театр был и сякой. Всякий, чтобы был театр. Разный.

Однако складывается ощущение, что московское управление культуры любит театр авангардный, позабыв, видимо, что в искусстве, в отличие от войны, авангард нередко оказывается арьергардом. Только знаменитое здание Политехнического музея отдали Эдуарду Боякову - дай Бог здоровья - человеку, который жизнь кладет на то, чтобы доказать всем нам: о современности надо говорить только современными пьесами, современным языком.

И тут еще два московских театра возглавили режиссеры-экспериментаторы. И если тот факт, что Мейерхольдовский центр возглавил Клим, еще как-то можно объяснить, то назначение Бориса Юхананова в театр Станиславского никакой логике не поддается.

Александр Коршунов - хороший режиссер. Он ставит отличные спектакли. Одна беда - он немодный

Это присказка, пожалуй. Сказка будет впереди. Или не будет впереди никакой сказки, а возникнет снова печальная явь. Посмотрим.

Летом скончалась народная артистка России Екатерина Еланская, основатель и художественный руководитель театра "Сфера".

Должен сказать честно, с большевистской прямотой, что я никогда не был близко связан с этим театром: ни как автор, мои пьесы тут никогда не шли; ни как зритель - видел всего несколько спектаклей этого театра. Но я знал, что есть такой театр со вполне определенным лицом. Театр, который занимается тем, чем нонче заниматься не модно, а именно: "живой жизнью человеческого духа", если вспомнить Станиславского.

У театра был и есть свой зритель, свои поклонники. И, когда я бывал на спектаклях, непривычный, скорее цирковой, нежели театральный, зал "Сферы" всегда был полон.

В театре крепкая труппа. А кроме того, Еланская приглашала сюда известных актеров, которые либо вовсе ушли из своих театров, либо не могли в них раскрыться. На сцене "Сферы" я, например, впервые увидел нынче очень популярного и народного артиста Дмитрия Назарова. Здесь играла блистательная Римма Быкова. Одно из моих серьезных театральных потрясений - это Александр Парра в роли Сенеки в знаменитой постановке Маяковки. После скандала с Гончаровым Парра работает в "Сфере". На сцене "Сферы" я впервые увидел ныне народного артиста России Александра Коршунова.

О Коршунове, собственно, и речь.

Опять же, чтобы не было кривотолков, я видел Коршунова пару раз в своей жизни, и только на своих телеэфирах. Мы не дружим домами, и вообще не дружим.

Народный артист Александр Коршунов, на мой взгляд, явление уникальное. Во-первых, он абсолютно, извините за выражение, "не гламурный" персонаж: он не ходит на тусовки, не участвует в дневных ток-шоу, не дает скандальных интервью и вообще редко дает интервью. А, во-вторых (хотя на самом деле это и есть "во-первых") он прямо-таки любит русский психологический театр (слова для многих сегодняшних режиссеров едва ли не ругательные). И в русле этого театра и работает.

Коршунов поставил несколько спектаклей в "Сфере", и когда скончалась Еланская - труппа предложила назначить его худруком театра. Коршунов даже провел сбор труппы в этом году. Назвал планы. Увы, нам известен пример, когда худрук театра назвал планы на текущий год, а потом его сняли вместе со всеми планами.

Сказка будет впереди. Или не будет никакой сказки, а возникнет снова печальная явь

Всем известно, что Коршунов - сын Еланской. То есть он будет относиться к театру, как к маминому делу, которое надо продолжать достойно. На мой взгляд, это очень серьезная, человеческая мотивация.

Мне кажется, символичным, что первый после смерти основателя театра спектакль, который ставит Коршунов, - семейная история по "Трем толстякам" Олеши. А, кроме того, он восстанавливает знаменитый спектакль Еланской "Нездешний вечер" по произведениям русских писателей, в котором участвуют: Евгения Симонова, Тараторкин, Бочкарев, Баринов...

Я убежден, что ни у одного нормального человека не может возникнуть сомнений в том, что именно Коршунов должен руководить "Сферой".

Но у него есть один "недостаток". Он плохой режиссер? Нет. Он хороший режиссер. Он не знает труппу "Сферы"? Нет, он знает труппу "Сферы". Его не любят артисты? Нет, его любят артисты. Он ставит плохие спектакли? Нет. Он ставит хорошие спектакли.

Так в чем же недостаток?

Он - немодный. Понимаете, какое дело. Человек, который честно работает в театре и ставит традиционные спектакли не может быть модным по определению.

Собственно говоря, у управления культуры какой выбор? Либо поставить какого-нибудь модного режиссера, переждать недовольство труппы, на чем и успокоиться. Либо назначить человека, который заслужил право "Сферой" руководить.

Первый вариант реальный. Второй - сказочный. Будем ждать.