04.09.2013 20:19
    Поделиться

    Власти Южного Урала намерены покрыть дефицит бюджета

    Внесенные в конце августа заксобранием Челябинской области изменения в областной бюджет увеличили плановую разницу между доходами и расходами до 17,1 миллиарда рублей. Эта цифра стала предметом острой дискуссии в интернете, вплоть до заявлений о банкротстве региона. Однако, ставя вопрос об эффективности управления областью, критики не учитывают сразу несколько принципиальных обстоятельств.

    Во-первых, львиная доля дефицита - 71 процент - это условные обязательства в виде госгарантий под начатые в области крупные инвестиционные проекты. Гарантийных случаев при их реализации до сих пор не наступало, и никаких предпосылок к этому нет, так что зарезервированные средства просто остаются на счетах. С учетом этой ситуации реальные долговые обязательства региона снижаются до 5 миллиардов.

    - В данном случае дефицит связан с развитием и осуществлением инвестиционной деятельности, - замечает заведующий кафедрой экономической теории и регионального развития Челябинского госуниверситета Алексей Шумаков. - Это нормально, к тому же вместе с расходами с начала года растут и доходы. Это значит, что увеличиваются налогооблагаемая база и прибыль предприятий.

    Во-вторых, в этом году в регионе случилось сразу несколько дорогостоящих форс-мажорных ситуаций. Ликвидировать их последствия пришлось в срочном порядке и за свой счет. Обещанные еще в марте на восстановление объектов, разрушенных взрывной волной от метеорита, полмиллиарда рублей из резервного фонда РФ так и не дошли до Южного Урала. Борьба с последствиями наводнения на юге Челябинской области ведется за счет собственных средств. Заметим, ущерб только от прихода "большой воды" на сегодняшний день составляет около 2,5 миллиарда рублей - половину от величины реального дефицита областного бюджета. Несмотря на стихийные бедствия, власти Южного Урала намерены выполнить все социальные обязательства, взятые в 2013 году. Это поэтапное повышение зарплат бюджетникам, ликвидация очередей на зачисление детей в детские сады, повышение зарплаты воспитателей детских садов и педагогов в учреждениях культуры, ликвидация аварийного жилья, включая расселение поселка Роза. А это ни много ни мало - 21,8 миллиарда рублей (в этой сумме собственные средства области составляют 14,6 миллиарда).

    Между тем в схожей ситуации оказались многие регионы, где заметно выросли социальные траты, связанные с майскими указами президента РФ, указывает политолог Алексей Ширинкин. Так, дефицит бюджета Свердловской области составляет 28 миллиардов рублей, Башкортостана - 18,9 миллиарда, Новосибирской области - 18 миллиардов. Южному Уралу "наступают на пятки" Пермский край и Иркутская область - 15,7 и 13 миллиардов рублей соответственно. В пересчете на одного жителя "недобор" в Челябинской области составляет лишь 4,9 тысячи рублей против 5,9 тысячи в Пермском крае или 6,6 тысячи в Свердловской области.

    - Бюджеты практически всех субъектов РФ последние два года дефицитны, - соглашается директор филиала финансовой группы "БКС Премьер" Илья Рощупкин. - Более того, тенденция явно сохранится в обозримом будущем. Таким образом, ситуация с бюджетом Челябинской области некритична, а разговоры о банкротстве неуместны.

    Доходы консолидированного бюджета Челябинской области за январь-июль 2013-го составили 63,8 миллиарда рублей, областного - 44,9 миллиарда. Это на 7 процентов больше показателя аналогичного периода прошлого года. Рост налоговых поступлений обеспечен за счет увеличения отчислений строительной отрасли на 22 процента, сферы добычи полезных ископаемых (на 60), сельского хозяйства (на 18 процентов) и ряда других. Так что кредитные обязательства Челябинской области представляются более выполнимыми, чем соседей-свердловчан. Там доходы областной казны остались на уровне прошлого года, в первом полугодии увеличившись всего на 0,6 процента.

    На этом фоне дефицит южноуральского бюджета не выглядит столь уж впечатляющим. Впрочем, как и аналогичные цифры других субъектов РФ, поскольку привлечение регионами заемных средств - практика обычная. Равно как и ликвидация либо значительное сокращение бюджетного дефицита по итогам года.

    - В 2012 году мы тоже имели дефицит бюджета на этот период, пусть меньших размеров - 10 миллиардов рублей. К концу года мы его покрыли, - напоминает спикер южноуральского парламента Владимир Мякуш.

    Поделиться