21.08.2013 23:20
    Поделиться

    Эксперт: Сегодня рождается новый взгляд на долголетие

    Какие имена, какие лица - думаешь, глядя на Майю Плисецкую и Родиона Щедрина, на Алису Фрейндлих и Алексея Петренко, на "зажигающего на сцене" Владимира Зельдина и магнетично-привлекательную "вахтанговку" Галину Коновалову.

    К ним совершенно не приложимо слово "старики". Поскольку оно влечет за собой совсем другой шлейф ассоциаций: терять мысли, забывать слова, не ориентироваться в мире.

    А между тем великолепнейшей Плисецкой - 87, Зельдину - 98! "Королевский возраст", - думаешь, глядя на них и желая распространить этот эпитет на всех их ровесников.

    Люди живут все дольше, ученые говорят о перспективе 120-летнего жизненного срока. Жизнь в этом возрасте может быть яркой и удачливой, может принести высший успех, она явно не умещается в жанр "доживания". "Королевский возраст" требует "реабилитации" как активная фаза жизни. Мы должны отстоять за красивой старостью право не молодиться. Своим опытом и взглядом на эту проблему с "РГ" делятся философ Олег Генисаретский и актриса Галина Коновалова.

    Зрелость-2

    К известному философу Олегу Генисаретскому официальный научный успех пришел поздно, он защитил кандидатскую ближе к 50. Но это потому, что в 28 ВАК отклонил его научную работу "за нарушение ленинского принципа партийности". Зато пока он зарабатывал на жизнь церковным ремонтом, написал незабываемые "Упражнения в сути дела". Сегодня мы обсуждаем с ним "непреклонный" возраст.

    В последнее время появился термин "зрелость-2"...

    Олег Генисаретский: Сегодня рождается новый взгляд на долголетие. И возраст после 60, 70 обозначился на горизонте как "новый социальный возраст". Американский антрополог Мэри Кэтрин Бейтсон написала книгу "Возраст активной мудрости. Будущее, которое мы сочиняем", она состоит из более сотни интервью, взятых у тех, кто в очень зрелом возрасте активен и успешен. Интересны примеры того, как люди себе это будущее сочиняли. Пожилые пары находили удовлетворение в заботе друг о друге, ученые передавали наследство ученикам, рабочие после выхода на пенсию резко меняли род занятий, немолодые женщины отстаивали свое право не молодиться. Я сам знал несколько случаев, когда в этом возрасте люди вдруг начинали заниматься живописью. Такие истории очень интересны.

    Если попробовать нарисовать "атлас возрастов", отвечая на вопрос - "про что" тот или иной переживаемый человеком возраст?

    Олег Генисаретский: Есть традиционная схема четырех возрастов: счастливое детство, прекрасная юность, зрелая мужественность и мудрая старость. Хотя "счастливое детство" может быть и несчастливым. Но это "способ видеть жизнь", к которому прибегали древние культуры, уподобляя человеческие возрасты утру, дню, вечеру, ночи или весне, лету, осени, зиме. За счет таких синонимий все наполнялось каким-то смыслом. Есть еще счет в синодиках из древнерусской литературы - на семилетия. Между прочим, после семи седмиц все обрывалось, тогда дольше и не жили. А семь седмиц - это 49 лет.

    Что же наступает после "семи седьмиц", в "зрелости-2"?

    Олег Генисаретский: Наступает свобода. "Зрелость-2" надо сочинить, сконструировать, изобрести, придумать, выбрать. "Сохранение активной жизни в возрасте активной мудрости" - формула, в которой все очень точно названо. Это время свободного выбора и практической мудрости.

    А практическая мудрость это...

    Олег Генисаретский: Это, конечно, не знание всяческих изнанок и ходов жизни. Одна из главных черт практической мудрости - здравомыслие. Иногда я говорю - здравоСмыслие. С большим ударением на слове "здравость". Здравомыслие может быть самым разным, даже поэтическим. Поэт Ольга Седакова меня, например, поражает как раз поэтическим здравомыслием.

    Что важно отстоять в "Зрелости- 2"?

    Олег Генисаретский: Мне кажется, сегодня важно вслед за Мэри Бейтсон отстаивать за зрелыми людьми право не молодиться. Не бежать, задрав штаны, за стилями и модами. На вечно молодящихся поп-звезд, которым за 70, изображающих себя на сцене юными, бойкими, в молодежном стиле одетыми, больно смотреть - это карикатура самих себя.

    К актрисе Галине Коноваловой самый большой успех пришел после 90 - зримое доказательство больших ресурсов "Зрелости-2".

    Олег Генисаретский: Театр - такое место, где успех виден и слышен: аплодисменты, букеты. Но есть еще огромное количество занятий, где люди достигают успехов без публичного признания. И в возрасте практической мудрости такие успехи не единичны.

    Мировые superstar

    Известный журналист и издатель Владимир Яковлев отправился в мировое турне искать пожилых людей, которые счастливы, успешны и категорически отказываются стареть по общепризнанным сценариям. Среди тех, о ком он написал книгу, - Хедда Болгар, психоаналитик в Лос-Анджелесе, в 104 года принимает по двадцать пациентов в неделю, читает лекции и участвует в конференциях. Джон Лоу из английского города Эли в 92 года танцует балет в местном театре. Его любимая партия - в балете Прокофьева "Каменный цветок". Катается на роликовых коньках. Пол Феген, американец, бывший мультимиллионер, в 78 лет показывает фокусы, дает по десять представлений в неделю. Индийский крестьянин Рамжит Рагхав воспитывает детей (старший сын родился, когда Рамжиту было 94 года, младший - когда ему исполнилось 96) и работает в поле по девять часов. Англичанка Рут Флауэрс, английская пенсионерка, стала ди-джеем и в 72 года дает по нескольку концертов в месяц, выступает в лучших клубах мира, перелетая с одного конца света на другой. Александр Розенталь, россиянин, в 97 лет катается на горных лыжах: трижды в неделю, и зимой, и летом, ездит на искусственный склон на окраине Москвы.

    "Для каждого возраста существует гигантская индустрия: фильмы, одежда, услуги. Для тех, кому за 60, нет музыки - надо слушать старую, нет книг - надо перечитывать прежние, нет фильмов, нет одежды, нет мест, куда можно пойти заниматься оздоровительными практиками, курсов, где обучают языкам по специальным методикам. Ничего! Гигантский пустой рынок!" - говорит Владимир Яковлев.

    Досье "РГ"

    Адвокат Катрин де Мариньяк. Фото:Ядвига Юферова

    Эту фотографию привезла коллега, вернувшаяся с известного музыкального фестиваля в Вербье. На ней Катрин де Мариньяк, известный адвокат, Президент Друзей фестиваля. А еще Катрин, мать 4 детей - известная модель. Моделью она стала случайно, в женевском Globus ее увидела основатель модельного агентства Visagе и предложила стать моделью. В моде происходит маленькая "возрастная революция". В Америке и cтранах Евросоюза число тех, кому 50 и старше, cтремительно растет. Для них нужна своя индустрия моды и своя реклама, и женщины в возрасте все чаще появляются в рекламах и на страницах журналов мод.

     

    Кстати

    Кто вас восхищает в возрасте мудрости?

    Лев Аннинский, критик

    - На меня, когда я начинал как молоденький литератор, сильно подействовали два критика - Владимир Огнев и Андрей Турков. Огневу 90 лет в этом году, Туркову - 89. И эти люди для меня до сих пор значимы.

    Сергей Шаргунов, писатель

    - Анастасия Ивановна Цветаева была подругой моих родителей и духовной дочерью папы. И у нас до сих пор хранится подписанная ею мне икона Сергия Радонежского, из дома ее деда - священника. У нее была такая строчка "Мне 80 лет, еще легка походка". Помню, что и в 90 она меня поражала сочетанием изумительной жизненной энергии и пронзительного ума. Мне кажется, это было связано с тем, что она никогда не отчаивалась. Она рассказывала, как в лагере в бараке стирала завшивленное белье и мурлыкала себе под нос стихи на английском языке собственного сочинения. А сейчас пишу книгу о Валентине Катаеве, который дожил почти до 90 лет. Мне кажется, есть какая-то загадка долголетней индивидуальности. И, мне кажется, важнее комфорта и ухаживания за собственным телом острота ума - именно она продляет жизнь.

    Поделиться