12.08.2013 23:42
    Поделиться

    Центробанк согласен рефинансировать банки для реализации проектов ГЧП

    Центробанк готов рефинансировать банки для реализации проектов ГЧП, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина. "Готовы работать через систему рефинансирования с проектами ГЧП, где будут госгарантии, с тем, чтобы такие инвестиционные проекты тоже могли финансироваться банками, они бы знали, что могут получить деньги у ЦБ. Таковы первоначальные планы по тому, как работать по кредитам", - сказала она на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в июле.

    Инвесторы постоянно жалуются на отсутствие механизмов долгосрочного финансирования при реализации крупных инфраструктурных проектов. В свою очередь банкам нечего предложить бизнесу, поскольку выделить деньги на 20-30 лет может позволить себе далеко не каждая кредитная организация. При этом часто возникают проблемы с обеспечением по кредиту. Стоимость объекта, который предполагается передать в залог, зачастую значительно ниже суммы требуемой ссуды. Да и самого объекта залога, на строительство которого берутся средства, как правило, еще просто нет в наличии. Поэтому новость о возможной поддержке ЦБ игроки рынка восприняли с воодушевлением.

    - Любой инвестпроект - это сложная сделка с повышенным риском. Кредитование (финансирование) крупных инвестпроектов, как правило, требуется на срок не менее 5-7 лет. Поэтому возможность рефинансирования позволит решить проблему фондирования таких сделок. На текущий момент на рынке альтернативы практически нет. К тому же немаловажную роль играет стоимость денег, так как в конечном счете она оказывает сильное влияние на эффективность самого проекта и его привлекательность для финансирования, - рассказал "РБГ" Анатолий Максаков, вице-президент по корпоративному бизнесу МДМ Банка.

    - Инициатива однозначно положительная. При возможности рефинансирования проектов банки смогут оптимально прогнозировать планы своего развития в долгосрочной перспективе реализации проекта, а также более агрессивно работать на данном рынке, зная, что всегда получат поддержку этих сделок в ЦБ, - продолжает руководитель департамента кредитования среднего и малого бизнеса Солид Банка Геннадий Фофанов.

    Для банков подобные проекты, реализуемые, в частности, средним бизнесом, будут достаточно привлекательными, в первую очередь благодаря возможности получить долгосрочное фондирование напрямую от ЦБ - на открытом рынке предложение подобных ресурсов достаточно ограниченное, и их привлечение обходится банкам "в копеечку", отмечает руководитель Аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская:

    - Кроме того, сам факт того, что проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, повышает уверенность банка в успешной реализации проекта за счет однозначно положительного отношения проекта администраций регионов в отношении проекта. Государственные гарантии будут дополнительным плюсом для кредитных организаций. Мы, например, только приступили к оказанию гарантийной поддержки среднего бизнеса по кредитам на реализацию инвестпроектов и уже фиксируем наличие значительного спроса на этот инструмент - как со стороны банков, так и со стороны самих предприятий. Предлагаемый механизм рефинансирования сможет всерьез снизить ставку для конечного заемщика и, что весьма вероятно, довести ее до целевого ориентира в 10% годовых. Об этом сейчас много говорится на высшем уровне, проблема обсуждается и, как мы уже видим, идет поиск решений.

    Многое зависит от условий рефинансирования. Скорее всего, Центробанк будет выдавать банкам кредиты под залог или уступку с обратным выкупом прав по кредитам, выданным на реализуемый в рамках государственно-частного партнерства проект. Другая возможная схема - ГЧП-оператор, получивший кредит, выпускает обеспеченные облигации, банк меняет кредит на эти облигации, а сами облигации в силу их включения в ломбардный список ЦБ использует для совершения сделок РЕПО или кредита под залог ценных бумаг с ЦБ. Речь, по сути, об инфраструктурных, или проектных, облигациях. Такая же ситуация будет, если банк передаст кредит в SPV, последнее выпустит облигации, обеспеченные залогом прав на кредит, и указанные облигации можно будет использовать для совершения аналогичных сделок с Центробанком.

    - Для реализации этого механизма потребуются корректировки на уровне законов в части механизма обеспечения. В обоих случаях кредитный риск останется на банке-оригинаторе, - пояснил "РБГ" партнер адвокатского бюро "Линия права" Андрей Новаковский, - наращивание портфеля кредитов в ГЧП-проекты за счет возвратного финансирования ЦБ будет приводить к увеличению банковских активов не наивысшего качества, что в целом повысит волатильность активов банковской системы. В этой связи рефинансирование на описанных условиях вряд ли приведет к существенному росту ГЧП-проектов. Другое дело, если Банк России согласится принимать на себя кредитный риск по рефинансированным кредитам. Но это маловероятно. Другая проблема - норматив риска на одного заемщика. В силу высокой капиталоемкости проектов государственно-частного партнерства банку финансировать проект в одиночку, как правило, невозможно в силу нарушения этого норматива, а практика синдицированного кредитования в российском праве пока не получила значительного применения. Упаковка кредитов в инфраструктурные облигации, включенные в ломбардный список, повысила бы ликвидность и соответственно спрос на этот инструмент среди более широкого круга банков (не только кредиторов ГЧП-проектов). Это, в конечном счете, позволило бы снизить концентрацию риска на банке, выдавшем ГЧП-кредит, и мотивировало бы его выдавать новые аналогичные кредиты.

    В любом случае принцип экономической целесообразности останется во главе угла. Разница между стоимостью проекта для конечного потребителя и средствами, привлекаемыми для реализации проекта у Центробанка, должна покрывать как минимум расходы банка и стоимость риска по проекту, как максимум обеспечивать ему заданную планку доходности. Если часть рисков будет покрываться госгарантиями, то стоимость для конечного потребителя будет ниже, говорит Геннадий Фофанов. Для того чтобы банки финансировали такие проекты под 10 процентов годовых, для них приемлемым может быть рефинансирование Центробанка под 6-7 процентов годовых, считает Наталья Литянская. Как альтернативу можно рассматривать плавающую ставку с привязкой к Mosprime или ставке рефинансирования Центробанка, подчеркивает Анатолий Максаков.

    - Для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов важным является наличие долгосрочных ресурсов. Также при наличии государственных гарантий проект является для банков менее рисковым. Ставки Банка России должны быть не более 6 процентов, при этом четко должен быть определен процент маржи банков-кредиторов - на уровне 3-4 процентов. Тогда финансирование будет как целесообразным, так и менее рисковым - и для самих заемщиков, и для банков, - считает Людмила Гончарова, заместитель председателя правления банка "Возрождение".

    - Ставки по проектам государственно-частного партнерства не должны превышать 5-7%, поскольку у этих проектов очень большие сроки окупаемости, которые могут достигать 20-30 лет. В связи с этим занимать по рыночной ставке банкам просто не имеет экономического смысла. Центробанк недавно запустил программу кредитования под залог нерыночных активов, эту программу целесообразно распространить на финансирование банков под проекты государственно-частного партнерства. Однако в этом случае ставка должна быть на более низком уровне, чем фондирование банков в ЦБ, то есть ниже уровня в 5 процентов, иначе участие в проектах государственно-частного партнерства будет по-прежнему интересовать только такие структуры, как ВЭБ. Кроме того, банки должны иметь госгарантии по исполнению этих проектов, - убеждена первый заместитель председателя правления банка "Огни Москвы" Алла Вельмакина.

    Эксперты также указали, что участие кредитных организаций в проектах государственно-частного партнерства зачастую осложняется отсутствием эффективных законодательных норм, регулирующих взаимоотношения субъектов в рамках реализации подобных проектов. Пока все отношения по ГЧП-проектам строятся на общем понимании этого вопроса, а не на нормативном регулировании. Как и представители других секторов, банкиры ждут принятия федерального закона об основах ГЧП.

    Поделиться