08.08.2013 14:47
    Поделиться

    Вице-мэр Екатеринбурга Контеев не признал в суде свою вину

    В Курганском областном суде в четверг, 8 августа, завершилось оглашение обвинительного заключения по делу вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева и его 12 предполагаемых сообщников.

    Напомним, "дело Контеева" вызвало бурную реакцию в обществе. Многие, кто знал замглавы по товарному рынку, были поражены: такой, казалось бы, приятный чиновник, который много лет успешно развивал торговлю в Екатеринбурге, обвиняется в столь серьезных преступлениях. Дело против него называли и политическим заказом, и личными счетами недругов. В поддержку обвиняемого выступили бизнесмены, общественники, ветераны торговли. Защита настаивала: у следствия нет прямых доказательств вины чиновника, в деле много белых пятен. Однако, судя по всему, СК удалось собрать достаточно информации.

    Взгляд из зала

    Перед тем, как перейти к чтению обвинения, судья Денис Кирьянов выяснил состояние здоровья каждого из подсудимых и готовность их участвовать в судебном следствии. Один из обвиняемых Роман Юсупов сообщил, что не может участвовать в заседании, так как серьезно болен и ему трудно дышать. Несколько участников процесса, в том числе и Виктор Контеев, заявили, что, с учетом диагноза Юсупова, отказываются от участия в заседании.

    - Открытая форма туберкулеза, распад легких.… А мы находимся вместе с обвиняемым в одной клетке, - высказался Контеев.

    Между тем судья зачитал официальный ответ начальника следственного изолятора на запрос суда о состоянии Юсупова, в котором говорится, что подсудимый действительно страдает туберкулезом легких, но форма заболевания "без выделения микробактерий", так что он не опасен для окружающих. Кроме того, перед судебным заседанием больного осмотрел фельдшер и выдал справку, что Юсупов может принимать участие в судебном заседании.

    Обвинительное заключение, как и в первом судебном заседании, попеременно в течение часа читали два гособвинителя. Подсудимые слушали его не особенно внимательно, переговаривались, порой так громко, что судья вынужден был им сделать замечание.

    После оглашения обвинительного заключения суд перешел к опросу подсудимых, признают ли они свою вину. Кроме Евгения Сидорова, обвиняемого в убийстве (статья 105, часть 2, пункты "а", "ж", "з" , статья 222 , часть 3 УК РФ), никто из шести опрошенных в первой половине дня фигурантов дела свою вину не признал. Виктор Контеев выступил с эмоциональной речью.

    - Уважаемый суд! 22 августа 2011 года в утреннее время я был задержан на рабочем месте в администрации города Екатеринбурга, в котором я проработал более 20 лет. И никогда не попадал в поле зрения правоохранительных органов, - завил Контеев. - С тех пор вот уже почти два года я нахожусь под стражей. С момента моего задержания я ответственно заявлял и утверждаю сейчас на этом судебном заседании, что не совершал тех чудовищных преступлений, в которых меня обвиняют. Ознакомившись с материалами дела, я уверился в тенденциозности, односторонности и заведомо заказном характере рассматриваемого дела, которое в правовом понимании этого термина вряд ли вообще можно назвать расследованием. Следствие подбирало и подтасовывало свидетельские показания и другие доказательства к заранее спланированным выводам, которые сначала были обличены в обвинения в организации заказных убийств, а затем и блок обвинений в хозяйственных преступлениях. В конечном итоге это привело к рейдерскому захвату принадлежащего на законных основаниях моей семье имущества, что сегодня и произошло. Я очень надеюсь, что суд тщательно исследует все представленные следствием и защитой доказательства, непредвзято их оценит и придет к единственно верному выводу о моей невиновности.

    Все четверо адвокатов Виктора Контеева поддержали своего подзащитного, обвинив, в свою очередь, предварительное следствие в предвзятости, необъективности, поверхности расследования, надуманности доказательств, домыслах и "полете фантазии".

    - Полагаю, что предъявленное Контееву обвинение является по своей формулировке незаконным по существу и не конкретным по содержанию, - заявила адвокат Светлана Заец.

    Ее коллега - адвокат Валерий Нагибин - сообщил, что защитники внимательно изучили материалы уголовного дела, а также проделали большую дополнительную работу, поэтому им известно намного больше, чем следователям и прокурорам. Но об этом, пообещал адвокат, еще разговор впереди в ходе судебного следствия.

    А вот на чем настаивают правоохранительные органы. Приводим детальную версию событий из обвинительного заключения.

    Криминальный рынок

    По версии следствия, в 2002 году Виктор Контеев захотел получать доход от екатеринбургской "Продовольственной базы №4", которая зарабатывала на предоставлении в аренду складских помещений для хранения и реализации овощей и фруктов. Он решил организовать на ее территории нелегальный сбор денег с арендаторов и продавцов. Это дело чиновник поручил выполнять своему знакомому Евгению Глазырину, который был неоднократно судим и имел авторитет в криминальном мире. А затем договорился с руководителем овощебазы Татьяной Русиной, своей давней знакомой, чтобы та разрешила его "доверенному лицу" заниматься сбором средств. В обмен на это вице-мэр пообещал ей не препятствовать в бизнесе. Так Глазырин стал получать деньги от коммерсантов и регулярно передавать часть прибыли Контееву.

    Обвинение отмечает, что главе по товарному рынку не составило труда надавить на собственницу. Ведь его важная должность давала ему ряд широких полномочий. В частности, Контеев имел право посещать коммерческие организации в Екатеринбурге, запрашивать у них необходимую информацию и документы, инициировать в отношении них проверки и возбуждение административных дел. В число его полномочий входил и контроль за "Продовольственной базой №4", поэтому он был хорошо осведомлен о ее деятельности.

    Как утверждает следствие, в 2004 году он захотел получить долю в уставном капитале продовольственной базы, причем не менее 51 процента. Вице-мэр начал угрожать Русиной: если та безвозмездно не отдаст ему часть актива, то он инициирует проведение внеплановых проверок, помешает прохождению ежегодной аттестации на право оптовой торговли, задействует другие административные рычаги, и, в конце концов, вообще закроет базу. Он даже приглашал предпринимательницу к себе домой, где вместе со своей супругой оказывал на нее давление. В итоге собственница сдалась. Она согласилась передать долю в уставном капитале предприятия в размере 51,28 процентов (рыночной стоимостью не менее 77 миллионов рублей) в качестве взятки за покровительство.

    Как следует из обвинения, этот актив Контеев решил оформить на доверенное лицо - Игоря Иванчикова. Чиновник предложил ему не только записать на себя долю овощебазы, но и стать ее номинальным директором. А в обмен пообещал обеспечить высокооплачиваемой работой на подконтрольных ему предприятиях. Иванчиков согласился. И знакомый юрист вице-мэра оформил сделку, придав ей легитимный вид. Следствие указывает, в этом деле чиновнику активно помогала его супруга Лариса: она не только убеждала Русину отдать актив предприятия, но и участвовала в оформлении сделки.

    В 2008 году Контеев, по данным следствия, начал подозревать, что Русина скрывает от него информацию о реальном доходе предприятия. Поэтому он заставил женщину сделать свою помощницу Надежду Солдатову замдиректора по финансовым вопросам. Впоследствии она регулярно докладывала о делах Русиной вице-мэру.

    Захват овощебазы

    Вскоре, как утверждает обвинение, чиновник и вовсе решил получить полный контроль над предприятием. Он приказал Русиной передать финансовому руководителю все учредительные документы и печать, а самой уйти в отпуск на неопределенное время. Испугавшись, что вице-мэр может отстранить ее от управления, предпринимательница расторгла договор о передаче доли предприятия доверенному лицу Контеева. Она не только вернула актив, но и сменила на базе охрану, распорядившись не пропускать людей чиновника.

    Затем, по версии следствия, Иванчиков по указанию Контеева подал иск в Арбитражный суд Свердловской области о восстановления в правах директора предприятия и выиграл дело. После чего написал заявление в правоохранительные органы о хищении своей доли и добился возбуждения уголовного дела против Русиной.

    А вице-мэр, чтобы дестабилизировать финансово-хозяйственную деятельность "Продовольственной базы №4", через своих подручных инициировал еще несколько исков в Арбитражный суд с требованием взыскать с предприятия крупные суммы. И тот вынес по ним положительные решения, обязав организацию выплатить более 36 миллионов рублей. На имущество и расчетные счета овощебазы был наложен арест. После этого чиновник поручил одному из своих помощников подготовить подложные документы, на основании которых руководителем предприятия становился его доверенный финансовый директор.

    Когда Русина поняла, что оказалась фактически отстранена от управления, то предложила Контееву выкупить ее долю по рыночной цене. Однако чиновника это не устроило: он потребовал продать актив по крайне заниженной стоимости. Чтобы добиться желаемого, вице-мэр продолжал давить на собственницу: угрожал, что добьется доведения уголовного дела до приговора и женщина получит реальный срок заключения. В итоге предпринимательница была вынуждена продать свою долю за 25 миллионов рублей - в то время как ее рыночная цена составляла не менее 140 миллионов. После этого, считает следствие, подозреваемые совершили ряд фиктивных сделок, чтобы придать законный вид передаче "Продовольственной базы №4". В результате собственниками предприятия стали супруга и дочь Контеева, а также родной брат его жены.

    Киллеры в деле

    Кроме захвата рынка, Виктора Контеева подозревают в том, что он организовал убийство "двух бизнесменов" из Кургана. До сих пор было не понятно, кто эти люди и чем они могли помешать чиновнику из Екатеринбурга. Однако, по данным следствия, убитые Андрей Волков и Валерий Худяков были представителями "Уралмашевской" ОПГ и контролировали прохождение плодоовощной продукции из стран Средней Азии в Россию через таможенный пост "Петухово", в Курганской области, на границе с Республикой Казахстан.

    Как говорится в обвинительном заключении, в 2004 году Виктор Контеев, чтобы увеличить товарооборот базы №4, поручил Глазырину взять под контроль таможенный пост в "Петухово": отправлять машины с грузом на екатеринбургскую овощебазу, а с поставщиков брать плату за провоз продукции. Тот, в свою очередь, привлек к делу своего знакомого - Дмитрия Кайля. Вместе они направляли собираемые средства Контееву, который затем распределял выручку.

    Естественно, это не понравилось тем, кто уже "работал" на таможенном посту. Сначала Волков, а затем и Худяков стали чинить препятствия чиновнику и его сообщникам. Поэтому, как настаивает следствие, вице-мэр отдал приказ своим помощникам убить этих людей. Они вместе определили способ совершения преступлений, привлекли других лиц для совершения убийства, пообещав им за помощь часть прибыли от нелегального сбора средств на таможне.

    Убийства были совершены по одной схеме. Кайль и его сообщники подкарауливали жертв у дома, хватали их, сажали в машину и увозили за город. Там мужчин лишали жизни. А чтобы тела нельзя было идентифицировать, их поджигали и закапывали. Причем, как следует из материалов дела, Контеев не только отдал приказ убить Волкова и Худякова и участвовал в планировании преступлений, но и затем непосредственно руководил действиями организованной группировки, а также финансировал ее. Например, установлено, что чиновник выделил помощнику миллион рублей на организацию убийства Худякова.

    Впрочем, сторона обвинения подчеркивает, что обвинительное заключение представляет позицию следствия. И только суд может оценивать доказательства и говорить о виновности подозреваемых.

    Процесс затянется

    Отметим, что сам Виктор Контеев отказался сотрудничать со следствием, вину не признал. Но нашлись те, кто рассказал следователям о совершенных преступлениях и помог им раскрыть преступную цепочку. Прежде всего, Кайль и Иванчиков. Причем они уже осуждены. Так, Кайль получил срок за ряд преступлений, в числе которых убийство Худякова и Волкова, 21 год лишения свободы. А Иванчиков был осужден условно. На приговор повлияло то, что он не только помог следствию, но и не получал прямой выгоды от совершенных преступлений. По сути, его использовали.

    Вместе с чиновником на скамье подсудимых находятся два юриста и бухгалтер, которые, как полагает следствие, помогали Контееву завладеть базой №4, назначенный вице-мэром финансовый директор и еще восемь лиц, которые тоже участвовали в убийствах.

    - Уголовное дело достаточно большое, объем собранных следствием материалов составляет 116 томов. В качестве обвиняемых по нему привлечены 13 человек, в ходе расследования было допрошено более 140 свидетелей. Обвинительное заключение, процедура оглашения которого завершилась сегодня, утверждал лично заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарев. Процесс продолжается, и, судя по всему, займет ещё значительное время, - рассказал "РГ" после оглашения обвинительного заключения прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры в УрФО Илдар Якупов, выступающий гособвинителем на процессе.

    Поделиться