Пока же ленингорцы, большинство из которых этнические грузины, ездят за продуктами и другими товарами в Тбилиси - так ближе и дешевле, чем, например, везти все это из Северной Осетии через Рокский тоннель. В магазинчиках районного центра можно купить все: от боржоми и киндзмараули, до натовской амуниции и штык-ножей, которые стоят на вооружении грузинской армии. Кто-то даже привозит еще теплые гамбургеры и чизбургеры из тбилисского Макдоналдса.
- До Тбилиси довезешь? - спрашиваю у водителя маршрутки, который возит людей из Ленингори в Тбилиси.
- С российским паспортом не довезу, - отвечает водитель. - На той стороне полицейские арестуют вас за незаконное пересечение границы.
- Так Грузия же не признает границу?
- Признает, не признает, но документы полиция все равно проверяет, и нарушителям может светить даже тюрьма, - объясняет хозяин микроавтобуса.
Впрочем, с осетинской стороны тоже по паспорту в Грузию не проедешь - для пересечения границы нужна так называемая справка по форме N 9, которая выдается местным жителям. С этой справкой не только можно пересечь границу в упрощенном порядке, но и провезти с собой 50 килограммов продуктов. Правда, по мнению югоосетинских властей, это правило сплошь и рядом нарушается: человек может несколько раз пересечь за день границу и без всяких налогов и пошлин ввезти сколько хочешь продуктов и товаров.
По словам руководителя погранслужбы КГБ Южной Осетии Сергея Колбина, с 18 сентября одному человеку будет разрешено проносить через границу не более 50 килограммов ручной клади либо товаров на сумму, не превышающую 65 тысяч рублей. Что касается товаров, не относящихся к предметам личного пользования, то они будут запрещены к ввозу на территорию Южной Осетии. Как эти нововведения отразятся на экономике самого отдаленного югоосетинского района, пока сложно сказать, но сами жители ждут их с явным опасением. Власти же, напротив, их успокаивают.
Как объяснил корреспонденту "РГ" генерал Колбин, новый порядок пропуска на границе не означает создания какого-то железного занавеса на границе - это прежде всего связано с развитием инфраструктуры Южной Осетии и возможностью жителей Ленингори быстро добраться до Цхинвала за всем необходимым.
В то же время в самой Грузии продолжают нагнетать обстановку, связанную с обустройством границы Южной Осетии.
Формальным катализатором недовольства грузинской стороны послужили работы по техническому обустройству границы, которые Южной Осетии помогает проводить Россия. Недовольство Тбилиси вызвали не только устанавливаемый заградительный забор, колючая проволока и столбы наблюдения за ним, но и то, что якобы у Грузии отобрали 300 метров ее территории. Несколько десятков грузин вдруг собрались на импровизированный митинг против строительства оградительного забора на границе. В это же время рядом с ними "совершенно случайно" оказались и грузинские журналисты, которым митингующие представились пастухами, которые якобы были озабочены тем, что колючая проволока не позволит им пасти скот на пастбищах, которые, по их мнению, должны принадлежать им.
После чего "пастухи" направились в сторону государственной границы РЮО, а некоторые из них и вовсе попытались вырвать один из столбов заградительного сооружения. Заметив приближающихся осетинских пограничников, "манифестанты" поспешно убежали туда, откуда только что пришли.
На самом деле линия границы как проходила в границах Югоосетинской автономной области, которая существовала в пределах Грузинской ССР, и как была нанесена на старых советских картах, так она проходит и сейчас.
Цхинвал напомнил тбилисским партнерам, что Южная Осетия после признания в 2008 году ее государственной независимости создала комиссии по делимитации и демаркации границ с соседними государствами: с Россией работа в этом направлении проведена и завершена, а неоднократные призывы к Грузии остались без ответа.
Однако все призывы к здравому смыслу не подействовали. Напротив, то на одном, то на другом участке границы с завидной регулярностью стали проводиться протестные мероприятия, к которым подключились тяжеловесы грузинской политики и служб безопасности Грузии. Одновременно в качестве наблюдателей на границе появились иностранные дипломаты и представители ЕС. Чуть позже засветился там и хорошо известный своей дружбой с российскими "болотными" оппозиционерами Гиви Таргамадзе. Он и другие представители президентской партии "Единое национальное движение" в присутствии многочисленных журналистов высадились в районе деревни Дици, где устроили митинг.
Что касается заградительного забора, то он похож больше на декоративный, чем на какой-то охранный. Как объяснил руководитель осетинской погранслужбы, все эти заграждения носят по большому счету бытовой характер и служат в первую очередь для того, чтобы исключить перепас скота и лишний раз не задерживать тех же пастухов и сельчан, которые то и дело забредают на чужую территорию. Вокруг него не будет никаких минных полей и даже контрольно-следовых полос. Вся охрана, если можно так сказать, будет интеллигентной и интеллектуальной: с камерами, тепловизорами и датчиками движения, которые и будут следить за нарушителями в режиме онлайн.
Руководство Южной Осетии не скрывает, что за пять лет после войны никакого сближения со своим грузинским соседом не произошло. Скорей наоборот, только усилилось разделение, которое, как считают в Цхинвале, подогревают отдельные грузинские руководители, которые уже, видимо, забыли, чем закончилась их смертельная авантюра в 2008 году.
Вчера в Южной Осетии начались памятные мероприятия, посвященные началу грузинской агрессии в августе 2008 года.
В августе 2008 года "горячие головы" в Тбилиси совершили то, что в современной истории не делало ни одно цивилизованное государство. Они не только отутюжили "Градами" мирное население Цхинвала, но и прямой наводкой из танков расстреляли российских миротворцев, которые находились в республике в соответствии с международными соглашениями и по мандату ООН.
Восьмого августа 2008 года в 0.42 грузинский генерал Мамука Курашвили объявил о начале боевых действий против Южной Осетии и российских миротворцев. К этому моменту позиции миротворцев уже более часа находились под массированным обстрелом грузинской артиллерии. Одновременно с первыми выстрелами своих орудий Грузия начала вторую антироссийскую и антиосетинскую войну - информационную. В этой войне не только, как и в "настоящей", попирались международные законы и правила, но и полностью игнорировались нормы журналистской этики. Занявшие прогрузинскую позицию СМИ попросту лгали - кто-то откровенно и намеренно, большинство же оправдывались позже, что искренне верили информации, которую получали из Тбилиси. При этом очевидный факт, что агрессия совершена в том числе против людей, которые поддерживали в регионе мир в соответствии с мандатом ООН, почему-то в расчет не принимался. Как и тот факт, что началась она в день открытия Олимпийских игр в Пекине. Ни один из тех должностных грузинских лиц, кто развязал эту войну и виновен в гибели сотен мирных жителей и российских миротворцев, до сих пор не понес никакого наказания.