- Экспозиция рассказывает о бузавах - калмыцком этническом сословии, сложившемся в 18-19 веке, - говорит сотрудник музея Мария Дорджиева. - По-калмыцки "бу" значит ружье, а "зав" - указывать. Они активно участвовали во всех казачьих походах. По свидетельствам историков, они сохранили стратегию и тактику Чингиз-хана. Дисциплина среди них была строжайшая. В десяток входили родные и двоюродные братья, которые насмерть стояли друг за друга. Европейские монархи просили у Петра Первого калмыкцкие отряды для своих военных кампаний.
В основу экспозиции легла этнографическая коллекция Новочеркасского музея, которую собрал известный публицист и общественный деятель Федором Траилиным в миссионерских поездках по Калмыкии, а также и коллекция картин художника Ивана Крылова, потомственного донского казака. Крылов закончил академию художеств в Санкт-Петербурге и много своих работ посвятил казачьему быту. По воспоминаниям дочери, он часто ездил в Калмыкию и писал с натуры. На выставке представлены работы, на которых изображены кибитки, кочевье в сумерках, калмычки на лошадях.
Посетители могут увидеть на выставке две настоящие святыни: знамя третьего Донского Калмыцкого конного полка и знамя Войска Донского.
Первое знамя осенью 1918 года было вручено командиру Донского Калмыцкого полка Слюсареву буддистским ламой Менке Борманжиновым в присутствии командующего Добровольческой армией генерала Петра Красного и сотника Алексеева. По словам Дорджиевой, это знамя совершенно уникально. Его копия есть только в музее казаков в Нью-Джерси. По преданию, когда калмыцкий полк почти полностью погиб в неравном бою, прикрывая отступление белой армии, один из выживших казаков-калмыков обмотал себя боевым стягом и вплавь добрался до парохода, отходившего от пристани в Новороссийске. В Россию знамя вернулось в 1947 году вместе с регалиями, переданными из Пражского музея.
На одной стороне полотна вышита дева Лхамбо, защитница и воительница. Лхамбо - ее тибетское имя, а калмыки называют деву Окон-Тенгри. Она восседает на муле, рука ее поднята вверх. Сопровождают Лхамбо четыре животных: птица Гаруда, барс, тигр и дракон. А рядом с ней на лошади покровитель воинов Гесар. Эту сложную композицию вышивали вдовы и девушки-калмычки. На другой стороне знамени изображен символ донских казаков - олень, пронзенный стрелой. Согласно легенде, казаки долго не могли поймать оленя, один воин все-таки ранил животное, но он исчез. Его-то и сделали символом воли, свободы и независимости. Олень обрамлен в священный круг, а по всему периметру расположены тексты буддистских молитв.
На древке находится навершие из благородного металла со священными символами: восьмиступное колесо учения и собранные в пучок скрещенные молнии - символ его нерушимости. На шляпках серебряных гвоздей, которыми знамя прибито к древку, мельчайшим шрифтом выбиты имена самых храбрых воинов: генерала Петра Краснова, ламы Борманжинова и других служивых.
- Радиус этих гвоздиков - миллиметров семь, не больше, - рассказала Марии Дорджиева. - Буквы на них высотой один-два миллиметра, но мне удалось их расшифровать все фамилии. Возможно, кто-то из потомков казаков найдет среди них и фамилию своего деда.
Не менее интересно и знамя Войска Донского. Оно трехцветное: синяя, желтая и красная полоса. На желтом фоне - образ Богородицы. Автор этого знамени - сам генерал Краснов. Он объяснял так свой выбор: синий цвет - цвет казаков, желтый - калмыков, а красный - русских. А можно интерпретировать и по-другому: синий - Дон-батюшка, желтый - степь, а красный - воля.
Кроме того, посетителям будет представлена казачья форма донских калмыков, одежда буддийского священнослужителя и другие не менее интересные артефакты.