27.07.2013 08:20
    Поделиться

    Как живут православные святыни за рубежом

    "Это ребята из младшей группы", - улыбается епископ Нестор, показывая на малышей, говорящих: "Гуси, гуси. - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да!" Он добавляет: "Всего в наших двух приходских школах по средам и воскресеньям занимаются около 70 детей из русских семей в возрасте от 3-4 до 8-10 лет. Изучают русский язык, знакомятся с историей России, законом Божьим".

    Наш разговор происходит на парижской улице Петель в кафедральном храме Трех святителей Корсунской епархии, объединяющей приходы и общины Московского Патриархата как Франции, так и еще четырех западноевропейских стран - Испании, Италии, Португалии и Швейцарии. Несколько лет епископ Нестор был настоятелем храма, а с конца 2010 года он управляет всей Корсунской епархией.

    Храм на Петель - явление уникальное, в котором отразилась история прошлого века с ее трагедиями, революциями, войнами. В то время как большая часть русских людей, оказавшихся во Франции, порвав все связи с родиной, перешла в 1931 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, несколько человек остались верны Русской Православной Церкви. В эту небольшую группу входили такие выдающиеся личности, как философ Николай Бердяев, богослов Владимир Лосский и ряд других, которые посчитали своим моральным долгом не отворачиваться от тогдашней России, хотя знали, в каком тяжелом положении там оказалось православие.

    Практически все русские православные приходы и общины, включая самый известный храм Святого Александра Невского в Париже на улице Дарю, отошли к Константинополю, кстати, их и сейчас большинство - 50. Так что храм Трех Святителей людям с более чем скромными средствами пришлось устраивать в гараже старого дома на улице Петель. Когда его снесли в конце 1950-х, получили два этажа в новом здании. Здесь и подворье, и церковь с редчайшей иконой Царицы Небесной Иверской.

    До начала 1980-х годов храм и подворье окормляли, то есть руководили ими священнослужители из старой эмиграции. Но после смерти последнего из них паства обратилась к Патриарху Московскому с просьбой присылать настоятелей из России. Кафедральным храм на улице Петель стал с образованием Корсунской епархии. Помимо него, как рассказал епископ Нестор, во Франции к Московской Патриархии относятся еще 25 храмов и общин в больших городах, таких как Марсель, Лион, Страсбург. Недавно к ним после долгой судебной тяжбы присоединился великолепный Свято-Никольский собор в Ницце. Помимо этого при епархии в местечке Эпиней-су-Сенар вот уже четыре года действует семинария, где сейчас, совмещая учебу во французских вузах, изучают православное богословие 25 человек.

    Несомненно, большим событием в жизни русского православия во Франции станет строительство центра, включающего новый храм, на набережной Бранли, который, надо полагать, станет кафедральным храмом Корсунской епархии.

    Кто прихожане православных церквей? Как поведал епископ, люди, которые по самым разным причинам - учеба, работа, замужество - оказались в Париже, во Франции. Они не только из России, но и из Молдавии, с Украины. Много молодежи, студентов. Статистика не ведется, но счет по всей Франции - на десятки тысяч человек. Так что в дни церковных праздников храм на улице Петель с трудом вмещает желающих.

    На вопрос о том, есть ли среди прихожан французы, епископ Нестор рассказал: "Православие во Франции существует с XV века, и в некоторых приходах служба полностью ведется на французском. В Париже это храм Всех Скорбящих радостей и Святой Женевьевы в Латинском квартале". По словам владыки Нестора, храм посещают многие профессора из Сорбонны.

    Поделиться