23.07.2013 23:40
    Поделиться

    Иван Беседин: Подземка обязана соблюдать график движения

    Подземка обязана соблюдать график движения, считает Иван Беседин
    В прошлом месяце столичный метрополитен был все время на слуху. То кабели загорелись на Сокольнической линии, то состав встал на Серпуховско-Тимирязевской, то деревья на пути упали на Филевской, а потом еще и жара наступила, а кондиционеры в новых вагонах оказались неисправными.

    Поэтому вопросов у москвичей к руководству подземки накопилось немало. Отвечал на них начальник Московского метрополитена Иван Беседин на "Деловом завтраке" в "РГ".

    Случайность или закономерность?

    Иван Сергеевич, ЧП в метро в последнее время что-то пошли друг за другом. По-вашему, это тенденция, усталость инфраструктуры или случайность?

    Иван Беседин: Действительно, в июне произошли очень тяжелые события. 5-го числа - короткое замыкание в посту переключения фидера на контактном рельсе. В результате загорелись оболочки рядом лежащих кабелей, отсюда - задымление. Таких изломов пружины, который привел к короткому замыканию, за всю историю метрополитена не было. И, к сожалению, выявить усталость металла в этой пружине невозможно. Поэтому все такие узлы решено просто заменить. Затем 11 июня на Серпуховской линии отказал новый поезд, который находится еще на гарантии. Причина - неточность при сборке одного узла изготовителем - "Метровагонмашем". Тоже случайность. И в этот же день на той же Серпуховской линии вечером человек попал под поезд. Как объяснить пассажирам, которые ехали в тот день по той линии, почему ее в этот день лихорадило 40 минут с утра и 40 минут вечером? Ведь если взять общую статистику, то в последние годы таких случаев все меньше, несмотря на возросшую интенсивность движения. В 2010 году отказов было 2707, в 2011-м - 2262, в 2012-м - 2111, за 6 месяцев этого года - 976. Причем в это число входят даже такие вещи, как, к примеру, не закрылась дверь в вагоне, вандализм, раскрашивание салона, технические сбои, которые пассажиры нередко даже не замечают, так как мы сразу же снимаем состав с линии, а с причинами разбираемся уже в депо. Самый тяжелый для нас исход - это когда поезд останавливается с пассажирами в тоннеле. В этом случае есть только один способ извлечь его оттуда - вытолкнуть другим составом.

    Но ведь пожар или человек на путях - не заклинившая дверь...

    Иван Беседин: Да, есть тяжелые случаи, в которые входит и перерыв движения более 30 минут. Их мы считаем отдельно, но и их стало меньше! В 2010-м было 46, а в 2012-м - 36... А за шесть месяцев этого года - 23, из которых 4 - только за июнь. Мы постараемся в любом случае до конца года эту отметку в 36 не перешагнуть.

    А что происходит в последнее время на Серпуховско-Тимирязевской линии? Журналисты "РГ" отмечают: здесь все чаще поезда высаживают пассажиров на "Савеловской" и уезжают? Раньше такого не было.

    Иван Беседин: Это объясняется просто. Идут работы по строительству станции "Петровско-Разумовская" Люблинско-Дмитровской линии. Она сооружается параллельно существующей станции. Поэтому приходится с целью безопасности ограничивать скорость составов. Но чтобы выдержать график - 40 пар поездов в час, разворачиваем составы на "Савеловской", как бы прореживаем движение.

    Почему бы пассажирам так и не объяснить, чтобы не волновались - не ЧП ли новое?

    Иван Беседин: Согласен, что надо сразу объявлять: поезд следует до "Савеловской". Я возьму на контроль, чтобы такая информация доводилась своевременно.

    Говорите по-человечески

    Может, сразу лучше на двух языках - русском и английском? Свои-то хотя у дежурной по станции спросят, почему поезд дальше не пошел, а иностранцам каково?

    Иван Беседин: Сейчас город разрабатывает новую навигационную систему и для наземного транспорта, и для метро, которая будет в том числе обозначать входы и выходы со станций на двух языках. Надеюсь, что в этом году общая концепция будет внедрена. А эксперимент с напольной двуязычной навигацией на трех станциях в центре мы уже провели, к ноябрю сделаем такую же на Кольцевой линии.

    Вам не кажется, что имидж нашего метро очень портят женщины на эскалаторах, которые кричат в мегафоны очень громко?

    Иван Беседин: Отказаться от дежурных у эскалаторов пока не получится: очень много пассажиры получают травм от сумок, от каблуков, застревающих в гребенке эскалатора... Кто-то должен в такие моменты быстро реагировать! Будем наших дежурных обучать, как сделать общение с пассажирами более приятным.

    Недавно вы закрыли на ремонт вестибюль станции метро "ВДНХ". Повесили стандартные плакаты - "Закрыто, идите в другой вестибюль". Пользователи Интернета предлагают вместо этого лучше рассказывать, что выиграют от этого пассажиры.

    Иван Беседин: Если стандартное сообщение можно изложить в более дружелюбной для пассажира форме, конечно, это нужно делать.

    Когда в метро жарко

    В июне в подземке было очень душно. Причем не только на неглубоких станциях, которые быстро прогреваются, но и в новых поездах с кондиционерами. Что это? Зря потраченные деньги?

    Иван Беседин: На мой взгляд, 30 поломок на 1500 кондиционеров - показатель, который говорит о том, что система кондиционирования вполне оправдывает себя. Но увы, люди всегда в первую очередь помнят все, что причинило им дискомфорт. Мы стараемся создать для пассажиров максимально комфортные условия. Это сложно, но осуществимо.

    Метрополитен перевозит сейчас на 1,2 млн человек больше, чем должна возить подземка по нормативам. Москвичам, особенно не очень здоровым, ездить все труднее. Почему бы не восстановить медпункты, которые почему-то исчезли со станций?

    Иван Беседин: Медпункты есть примерно на 50 станциях. В них обследуют локомотивные бригады перед работой и одновременно помогают пассажирам, которым стало плохо. С департаментом здравоохранения сейчас рассматриваем вопрос увеличения их числа - там, где есть помещения, на новых станциях. Но аптечка первой помощи и сейчас есть у дежурного на каждой станции.

    А подорожание будет?

    Иван Сергеевич, в апреле в Москве появилось новое тарифное билетное меню, обещали, что очередей за билетами в метро не будет...

    Иван Беседин: "Длинные" билеты" выбирает все больше москвичей, а на 1-2 поездки, из-за которых и создавались очереди, все меньше. Кроме того, мы уже продали около 350 тыс. билетов "Тройка". Будем и дальше развивать возможности этой карты, которая способна сделать пользование всем московским транспортом удобнее.

    А когда автоматы будут принимать не только купюры по 100 рублей, но и 500, 1000?

    Иван Беседин: Скоро поставим 300 автоматов нового поколения - на них можно будет оплачивать проезд крупными купюрами и банковскими картами. Кстати, и существующие автоматы стали удобнее - ими регулярно пользуются около 45% пассажиров.

    С мошенниками боретесь? Они по билетам за 200 рублей на весь день проводят всех, кто не хочет стоять в очереди.

    Иван Беседин: С 14 июня мы ввели для этих билетов интервалы по 7 минут между проходами, как для социальных карт. Кто захочет стоять столько времени?

    Подорожание-то в следующем году планируется? Или же новое тарифное меню и было скрытым ростом цен на транспорт, как порой пишут?

    Иван Беседин: В последний раз цены в метро поднимались 1 января 2011 года. Что же касается нового тарифного меню... Ну какое скрытое подорожание в нем может быть заложено, если с его введением во втором квартале доходная ставка у нас на одного пассажира снизилась. Это как раз признак того, что обладатели "длинных" билетов покупают их дешевле, по 20 рублей за поездку. А на "Тройке" проезд как стоил 28 рублей, так и стоит.

    Выходит, у вас прибыль упадет?

    Иван Беседин: Постараемся, чтобы не упала - за счет увеличения платных пассажиров. За первое полугодие их стало больше на 5,1%.

    Верните урны

    Между прочим, одна из причин, почему многие не пересаживаются в метро, потому что думают, что там грязно, урн нет...

    Иван Беседин: Не может быть, чтобы было грязно. У нас регулярно через каждые 3-4 часа дежурный по станции должен делать обход и контролировать состояние всей станции. Плюс регулярная уборка через 4 часа, ночная влажная уборка, поезда и тоннели моются с определенной периодичностью. Там, где клининговые компании, которые у нас на аутсорсинге, упускают что-то, их штрафуют.

    А урны снова на станциях не появятся?

    Иван Беседин: Не появятся. Это было сделано после террористического акта для того, чтобы здесь никто не мог заложить взрывное устройство, это была специальная мера. Лучше будем убирать брошенные газеты, бутылки, но будем все видеть и контролировать.

    Хорошо - урны почти роскошь в таких условиях. А что с необходимостью - обеспечением доступной среды для инвалидов? Что-то сделаете или наконец-то признаете "инвалиду в метро не место"?

    Иван Беседин: У нас многое делается для тех, кто плохо видит и слышит: это и звуковое сопровождение о подходе поезда, желтые круги на стеклянных дверях, стикеры "Вход в метро" - зеленого цвета, ярко-желтые полосы на лестницах, шуц-линии на платформах, тактильные дорожки для слабовидящих. Все новые станции учитывают потребности людей с ограниченными возможностями и оснащаются лифтами. К сожалению, поставить их на старых станциях невозможно. И инвалидов-колясочников нельзя спускать на эскалаторе - очень большие риски, связанные с тем, что и сам инвалид, и пассажиры могут получить травмы. Им лучше воспользоваться услугами социального такси. Кроме того, мы на наших картах указываем станции, доступные для людей с ограниченными физическими возможностями.

    А велосипеды все-таки можно будет в метро возить?

    Иван Беседин: Существует большой риск того, что в час пик велосипедом вы перепачкаете окружающих людей или можете помешать комфортному проезду других пассажиров. И потом, мы на наших перехватывающих парковках сделали стоянки для велосипедов, около каждой станции сейчас есть парковки. Развитие велодвижения в Москве я только приветствую - отличное занятие.

    Защитные двери ставить на станциях будете?

    Иван Беседин: Сейчас разрабатываем проект, чтобы попробовать поставить их на Каховской линии. Они там должны появиться в следующем году. В дальнейшем планируется, что такие двери будут стоять на станциях Третьего пересадочного контура. Проблема в том, что их можно ставить только после того, как мы разгрузим весь метрополитен - они требуют прицельного и более длительного торможения поезда. Из-за этого в Питере, где такие двери есть, они не могут пустить больше 32-34 пар в час, а у нас на некоторых линиях уже по 40. Убрать сейчас четыре пары с самых загруженных Серпуховской, Таганско-Краснопресненской линий и увидите, что в вагоны будет невозможно будет войти, теснота станет чудовищной. Так что это вопрос не ранее чем 2020 года - времени, к которому должна быть реализована масштабная программа правительства Москвы по строительству 150 км новых линий метро.

     

    Поделиться