Региональные авиаперевозчики получат субсидии

Сегодня "РБГ" публикует постановление правительства о предоставлении субсидий авиакомпаниям, которые занимаются региональными авиаперевозками (см. стр. 7). В федеральном бюджете в 2013 году на эти цели предусмотрено 1,6 млрд рублей.

Утвержденный постановлением механизм основан на субсидировании маршрута воздушной перевозки между узловым и региональными аэропортами. В качестве узловых аэропортов определено восемь: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды - с ежегодным объемом обслуженных пассажиров не менее 1,3 млн и долей обслуженных трансферных пассажиров не менее 5% от общего пассажиропотока, что в соответствии с международной практикой является одним из основных признаков узлового аэропорта.

Попадающие под программу региональные аэропорты должны находиться от них на расстоянии не более 1,2 тысячи км (для Дальнего Востока - 1,8 тысячи км). Такой подход, полагают в правительстве, обеспечит полное покрытие территории России маршрутной сетью воздушных перевозок при минимальной потребности в бюджетных ассигнованиях на субсидирование.

Еще одно требование - ежегодный пассажиропоток на субсидируемом маршруте не должен превышать 8 тысяч человек. Это обусловлено необходимостью поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает коммерческую загрузку в 70-80% на самолетах вместимостью до 30 человек.

При этом необходимо будет обеспечить максимально возможную частоту полетов, что позволит предложить пассажирам перевозку в удобное для них время и эффективно конкурировать с другими видами транспорта. Поэтому минимальная частота полетов на субсидируемых маршрутах должна составлять не менее трех рейсов в неделю. Кроме того, субсидии предоставляются одному авиаперевозчику на одном субсидируемом маршруте.

По словам начальника отдела методологии оценочной деятельности "МЭФ-Аудит" Константина Гречухина, тема региональных перевозок поднимается давно. Для больших авиакомпаний данный вид деятельности не представляет особой выгоды, а остальные - могут быть заинтересованы. По мнению аналитика, программа не способна стать формой давления на частный бизнес. Но создание перечня требований к обеспечению достойного сервиса и качества услуг необходимо. К. Гречухин уверен, что такой подход может гарантировать стабильный доход для авиакомпаний в течение определенного времени, а также удобные перевозки для пассажиров в любое время.