Главной темой обсуждения было внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (Стандарт 2.0), разработанного профильной Комиссией ВСМС совместно с Агентством стратегических инициатив. Стандарт будет принят в ближайшее время и уже в 2014 году начнет действовать на всей территории России.
Комиссия ВСМС по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований провела опрос более 700 российских муниципалитетов на предмет развития в них тех или иных компонентов инвестиционной привлекательности.
Исследование показало, что на сегодняшний день существует множество регрессивных факторов, препятствующих привлечению в муниципалитеты государственных инвестиций и частного капитала. Это и недостаток средств в местных бюджетах, и дефицит профессиональных кадров, и неразвитость отраслей, и нехватка рабочих мест в сочетании с безработицей, и низкие заработные платы, обуславливающие отток трудоспособного населения с территорий, и непригодное состояние инфраструктуры, и слабость дорожной сети, и дефицит банковских структур и интернет-связи.
Для повышения инвестиционной привлекательности муниципалитетов важен дифференцированный подход, основанный на учете специфических особенностей территориальных сообществ. Однако это не мешает формированию универсальных требований к работе органов местного самоуправления по формированию инвестклимата и единых критериев оценки эффективности, которые и были положены в основу Стандарта 2.0.
Сейчас в российских регионах определяются пилотные муниципалитеты для его апробации и внедрения. Речь идет о заключении трехстороннего соглашения между органами региональной и местной власти и представителями одного из разработчиков Стандарта - Агентства стратегических инициатив. Оно должно закрепить на установленный срок неснижаемые налоговые поступления в местный бюджет,предусмотреть конкретные шаги в совместной работе с естественными монополиями по регулированию тарифной политики.
Стандарт 2.0 - муниципальная проекция реализации поручения президента РФ по улучшению инвестиционного климата, данного органам региональной исполнительной власти.
Одно из главных требований Стандарта - разработка, утверждение и реализация Инвестиционной стратегии муниципального образования. Этот программный документ должен содержать четко сформулированные цели, задачи и ожидаемые результаты инвестиционной деятельности, определять инвестиционные приоритеты муниципалитета: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.
Следующий обязательный пункт Стандарта - формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании. План должен содержать реестр объектов инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной), строительство и реконструкция которых предусмотрены в различных программах и планах органов государственной и местной власти и крупных хозяйствующих субъектов. Это позволит инвесторам мониторить потенциальный рынок, оценивать ситуацию, управлять рисками своих инвестиционных решений.
Стандарт предусматривает также формирование в муниципалитете нормативно-правового поля, направленного на привлечение инвестиций. Необходимые требования к муниципальным правовым актам в данной сфере - чтобы они защищали права инвесторов, содержали механизм поддержки инвестиционной деятельности, а также согласовывались с федеральным и региональным законодательством.
Значительное внимание в проекте Стандарта уделено созданию административно-управленческой базы. В муниципальном образовании должен быть учрежден открытый совещательный орган - Совет по инвестиционному климату. Он будет разрабатывать рекомендации по всем основным аспектам инвестиционной деятельности в муниципалитетах и анализировать результаты реализации инвестиционных проектов.
Следующий важный момент, прописанный в Стандарте, - обязательства муниципальной власти по подготовке качественной инфраструктуры для размещения производственных и инвестиционных объектов. Одна из задач местной администрации - обеспечить системное развитие территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Отдельное внимание в проекте Стандарта уделено кадровому вопросу. Стандарт обязует формировать систему обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Также местные власти должны создавать условия для проведения профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим муниципальной инвестиционной стратегии и потребностям инвестора.
Согласно Стандарту, должны создаваться координационные каналы и информационное поле. Интернет-ресурс муниципального образования должен содержать сервис "Калькулятор услуг для инвестора", позволяющий потенциальным вкладчикам в режиме онлайн рассчитать временные и материальные издержки на получение муниципальных услуг, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Но это - стабильное текущее сотрудничество. Для решения же острых проблем, возникающих в процессе взаимодействия сторон, необходимо проработать эффективные каналы оперативной связи инвесторов и муниципального руководства.
При оценке деятельности органов муниципальной власти в сфере улучшения инвестклимата будут учитываться условия ведения инвестиционной деятельности, создание высокопроизводительных рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров, доступность транспортной, производственной и энергетической инфраструктуры, прирост инвестиций в основной капитал, развитие малого и среднего предпринимательства.
Конечно, учитывая экономические, политические, социокультурные, наконец, климатические особенности различных регионов Российской Федерации, нельзя проводить совершенно одинаковую инвестиционную политику на всей территории страны. Стандарт и не призывает к этому. Он лишь дает базовые основы.