01.07.2013 23:45
    Поделиться

    Инвесторы оценили плюсы и минусы Тверского региона

    Организованный правительством Тверской области Международный инвестиционный форум с участием нескольких сотен фирм и корпораций прошел уже во второй раз. Как и большинство аналогичных мероприятий, форум призван обратить внимание инвесторов на возможности и преимущества региона.

    Первый неоспоримый плюс - географическая близость к столицам, это отмечал практически каждый оратор. Так, гендиректор немецкой компании по развитию бизнес-парков German Management Group Юрген Верц пояснил, что несколько лет назад "бизнесы просто ломились в технопарки Москвы, сегодня же все поменялось: бизнесы хотят работать вблизи Москвы". По его словам, сейчас компания сама ведет переговоры с регионом о переносе части своего бизнеса в Тверь. Другие высказывались в том смысле, что хотели бы работать и жить в экологически дружелюбной среде. Вторым преимуществом являются образованные кадры. Сейчас профессионалы стремятся уехать в столицы, но если предложить им хорошую работу с достойной оплатой, то они останутся. Гендиректор "Хитачи Констракшн Машинэриз Евразия" Соносукэ Исии рассказал делегатам, что корпорация уже готовит сварщиков для своего будущего экскаваторного завода в Твери, заключив соглашение со старейшим колледжем города. Если проект "пойдет", то Хитачи сможет доверить местным жителям не только сварку железа, но и создание электронной начинки для экскаваторов, перенеся часть соответствующего производства в Тверь.

    И третий плюс - региональная система сопровождения инвесторов, в том числе на уровне законодательства. Председатель тверского областного парламента Андрей Епишин в интервью "РБГ" рассказал, что все подходы к сопровождению инвестиционной экономики были здесь структурированы еще несколько лет назад: "Там, где это целесообразно, вписывается в генплан территории и не вызывает вопросов у местного населения, мы создаем промплощадки и индустриальные парки, - пояснил законодатель. - Проекты сопровождаются от этапа отвода земли и до физического пуска предприятия, при этом решаются вопросы, которые возникают у инвесторов в процессе его создания. И здесь важна рациональность. Если создается промплощадка, то на ней выгоднее расположить не одно, а десяток предприятий, так как сокращаются бюджетные затраты на строительство, в результате повышается эффективность вложений".

    Примером такого рационального подхода Епишин назвал принятый три года назад региональный закон "Об индустриальных парках". В нем, например, продумана система снижения рисков государства: инвестору выдается гарантия, что часть его расходов будет возмещена после создания предприятия, а на момент строительства ему субсидируют процентную ставку по кредитам. Недавними поправками в этот закон к технопаркам приравняли еще и зоны для создания туристических кластеров, что существенно расширило область его применения и позволило получить льготы туристическим компаниям.

    Результат не заставил себя ждать: сегодня в Тверской области есть 4 индустриальных парка, еще несколько - в стадии создания. Принцип прост: власти выделяют землю, строят инфраструктуру, находят "якорного" инвестора, к которому подтягиваются другие бизнесы и смежники, парк начинает работать и приносить налоги в бюджеты. Так произошло, к примеру, в городе Кимры, где всемирно известное предприятие по выпуску авиаагрегатов "подтянуло" к себе других машиностроителей и дало работу местному населению.

    По словам губернатора Тверской области Андрея Шевелева, каждый проект получает поддержку по принципу "одного окна". Это информация о промплощадках, логистике, коммуникациях, тарифах, возможных партнерах, административное сопровождение в вопросах земельных и имущественных отношений, таможенного регулирования, согласования и выдачи разрешений. Государственное субсидирование и инфраструктурную помощь дополняют программы подготовки кадров и создания сервиса для производств.

    Но на деле не все так просто, как на бумаге. Цифра, которую привел губернатор на форуме: 99 одновременно реализуемых инвестпроектов, - конечно, впечатляет. Но есть и лучшие показатели, причем в регионах, отдаленных от Москвы. Помимо трех названных "плюсов", региону по большому счету похвастаться нечем. Ахиллесовой же пятой Тверской области являются дороги. Так, гендиректор Otto Group Россия Мартин Ширер сообщил на форуме, что "здесь мы имеем все, что нам необходимо, но нас не устраивает качество дорог. Мне понадобилось целых четыре часа, чтобы доехать от Москвы до Твери".

    Тем не менее оптимисты есть и среди иностранцев. Один из директоров ЕББР Линдси Форбс пожелал региону никогда не забывать об уже работающих в регионе инвесторах (ведь именно с ними в первую очередь будут советоваться соотечественники, решившие начать свое дело в России), и давать инвестору больше, чем обещано в договоре. А в заключение банкир пошутил: "Разница между русскими и американцами только в том, что русские не могут работать при включенном кондиционере, а мы не можем работать при жаре".

    Поделиться