01.07.2013 07:51
    Поделиться

    "РГ" выяснила, чем в Кузбассе будут заниматься уволенные горняки

    Более четырехсот человек лишились работы после закрытия листопрокатного цеха Западно-Сибирского металлургического комбината в Новокузнецке. Вдвое больше высвобождается из-за ликвидации горнорудного производства в Салаире. Чем будут заниматься уволенные горняки и металлурги, выясняла корреспондент "РГ".

    Последний лист

    Листопрокатный цех на Западно-Сибирском металлургическом комбинате закрылся 20 июня. Причину еще весной объяснил руководитель дивизиона "Сталь" компании "Евраз" Алексей Иванов. По его словам, выпуск листового проката стал экономически неоправданным. Если до кризиса 2008 года цех был загружен на полную мощность, то в последнее время ситуация в корне изменилась: в европейской части страны появились новые листостаны, а на Украине и вовсе работает стан, мощности которого в полтора раза превышают спрос на прокат.

    - Из-за высокой себестоимости продукции в прошлом году мы потеряли примерно пятнадцать миллионов долларов, - заявил Иванов. - Нам необходимо инвестировать в другие программы, в ремонт, повышать зарплату и решать проблемы экологии. Поскольку мы не видим перспективы загрузки мощностей, принято решение о закрытии листостана.

    Как отмечается в официальном комментарии "Евраза", сейчас рынок металлопроката остается нестабильным: ежемесячно снижаются цена и спрос на продукцию (в январе 2013 года по отношению к январю 2012-го падение составило пятнадцать процентов), по прогнозам экспертов, восстановления еще долго не будет. Кроме того, стремительно растут тарифы на услуги естественных монополий, и, по утверждению аналитиков, в обозримом будущем этот процесс не остановится.

    Листопрокатный цех, построенный всего за три года, в марте отметил 78-летие. Здесь выпускали и нержавеющий лист (например, для знаменитого и лишь недавно списанного ледокола "Ленин"), и броневую сталь. Половина всех автомобилей "ГАЗ", изготовленных в стране, была сделана из кузнецкой стали. Цех называли золотым дном: выдавая по 4 тысячи 700 тонн прокатного обработанного нержавеющего листа в месяц, здесь работали без отходов (они шли на выпуск товаров народного потребления) и рентабельно. Председатель профкома листопрокатного цеха Александр Будур вспоминает, что устроиться на листостан можно было только по знакомству. Но прошли годы, и катать высококачественный лист стало не из чего - одно за другим перестали существовать производственные звенья Кузнецкого металлургического комбината. Не стало мартенов, электросталеплавильного цеха, блюминга. Последний обеспечивал прокатчиков заготовкой, а теперь ее стали возить издалека, приобретая по цене, практически равной себестоимости листа.

    Еще лет десять назад, по словам Будура, на комбинате шли разговоры о строительстве нового листопрокатного производства, куда должен был перейти весь коллектив старого цеха. Но дальше разговоров дело не пошло. Видимо, из-за недостатка средств. Хотя на Магнитке, подчеркивает Будур, работает одиннадцать листопрокатных цехов, последний из которых сдали всего два года назад.

    Работа для прокатчика

    Под сокращение попало четыре сотни человек, включая 36 пенсионеров и 120 женщин. В официальном комментарии "Евраза" говорится, что компания признает ответственность за своих работников, а комбинат располагает достаточным количеством вакансий. Всем обещано место работы по специальности либо переобучение с дальнейшим трудоустройством.

    - У нас есть возможность достойно трудоустроить всех работников не только листопрокатного, но и смежных подразделений, - подтвердил управляющий директор "Евраз ЗСМК" Алексей Юрьев. - Имеется около трехсот вакансий в прокатных и конвертерных цехах, в управлении железнодорожного транспорта и цехе ремонта металлургического оборудования, в других структурах.

    Одна из них - новое рельсобалочное производство, пуск которого на полную мощность, как и было обещано, добавит пятьсот рабочих мест с зарплатой порядка сорока тысяч рублей. Конечно, всех туда устроить не удастся, многим предложат работу на площадке строительного проката, и на нее придется ездить за 25 километров.

    - Мы работаем в тесном контакте с руководством комбината, - рассказал начальник областного департамента труда и занятости населения Евгений Степин. - Принимаются меры, чтобы трудоустроить людей на предприятия холдинга. Но, конечно, туда пойдут не все. В то же время количество вакансий в Новокузнецке сегодня превышает одиннадцать тысяч.

    Мероприятия по трудоустройству на "Запсибе" планируют завершить до конца этого года.

    Салаирский круг

    Другая "горячая точка" на карте Кемеровской области - город Салаир, где закрывается градообразующее предприятие - горнорудное производство (ГРП), основанное еще в 1782 году. Многолетнюю деятельность ГРП, ставшего убыточным, решено прекратить. Работники, считающие, что новый собственник предприятия - компания "Кузбассразрезуголь" ("УГМК-Холдинг") - не приложил должные усилия для улучшения организации производства и снижения убытков, обратились к президенту России. Ситуацию авторы письма, копию которого отправили в "РГ", сравнили с известными событиями в Пикалево Ленинградской области в 2009 году.

    "На предприятии работает 900 человек, из них 250 женщин, - говорится в письме. - Большинство из нас имеет на содержании несовершеннолетних детей, задолженность по кредитам на неотложные нужды, ипотеку, взятые при расчете на стабильность в работе и в жизни как минимум до 2022 года. Вопрос по передаче нас другим собственникам даже не рассматривается. В итоге мы останемся без работы и без средств к существованию. С ликвидацией градообразующего предприятия в Салаире возникнет социальная напряженность, усугубится криминогенная обстановка, и тупиковый город Салаир превратится в деревню умирающих пенсионеров".

    Собственники объясняют решение о закрытии градооб-разующего предприятия так: вложив в него за восемь лет более 2,6 миллиарда рублей, ожидаемый экономический эффект они не получили. К концу прошлого года убытки приблизились к пяти миллиардам руб-лей. А причина кроется в некачественной разведке и такой же проектной оценке Каменушинского месторождения, в недостаточном содержании меди в руде (0,8 процента вместо ожидаемых 1,4), в высокой стоимости вскрышных работ и необходимости больших объемов капстроительства. Все это, несмотря на неизменно высокие цены на металлы, из года в год приносило убытки, которые приходилось компенсировать за счет угольного бизнеса.

    В свою очередь руководство "Кузбассразрезугля" заявило, что готово предоставить всем высвобождаемым работникам места на предприятиях компании, расположенных рядом с Салаиром и Гурьевским районом, обеспечив доставку до места, а также организовать переобучение. Тем, кого не устроят оба варианта, будут выплачены все предусмотренные законом деньги. В апреле этого год руководство компании подписало соглашение с профсоюзами, была создана постоянная комиссия, в которую вошли представители обеих сторон, а также областной и районной власти. Прежде всего, комиссия занимается вопросами трудоустройства и зарплаты.

    Быстрая кройка

    Еще весной два разреза, принадлежащих угольной компании, предложили салаирцам 73 вакансии. Для желающих сменить сферу деятельности тоже есть новости.

    - Принято решение о создании в городе швейного производства, - уточнил Евгений Степин. - Это минимум 120 рабочих мест. Уже идут работы по подготовке помещения, закупке импортного оборудования и подбору персонала из числа высвобождаемых с горного производства работников. Переобучение, если оно потребуется, оплатит центр занятости. Также планируем привлечь собственника для создания в городе цеха мясных деликатесов.

    В конце мая в Гурьевске прошла ярмарка инвестиционных проектов с участием банков и фонда поддержки предпринимательства. Кроме организации колбасного и швейного цехов, на ней рассматривались и другие интересные предложения. Например, по розливу воды из артезианской скважины и открытию тренажерного зала, а также по строительству кирпичного и бетонного заводов, переработке и сортировке бытовых отходов. Финансовая и консультационная поддержка малого бизнеса тоже предусмотрена.

    - К сожалению, в плане создания безработными малых предприятий нынешний год нас здорово подкосил, - посетовал Евгений Степин. - А все из-за повышения страховых взносов для малого бизнеса. Зато в области повысился размер финансовой помощи на открытие собственного дела: если в прошлом году пособие составляло 58,8 тысячи рублей, то в нынешнем - сто тысяч.

    Поделиться