24.06.2013 12:11
    Поделиться

    Экономика РФ теряет 10 млрд долларов от "сидения" россиян в соцсетях

    От чрезмерной активности граждан в социальных сетях экономика России теряет около 10 млрд долларов. В рублях ущерб составляет от 281,7 до 311,5 млрд в год, подсчитали в Институте стратегического анализа ФБК.

    Аналитики поставили цель оценить потери от нецелевого использования рабочего времени. Подсчеты строились следующим образом: к концу 2012 года число россиян - пользователей социальных сетей - достигло 51,8 млн человек. По данным исследования СomScore, в 2012 году россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день (или 12,8 часа в месяц), в том числе и на работе.

    "Такое нецелевое использование рабочего времени имеет вполне определенные экономические потери (работодатель, фактически, оплачивает "сидение" работника в соцсети). Я уже не говорю о том, что согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда - чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут", - отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

    Согласно расчетам, в 2012 году каждым активным в соцсетях работником было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа рабочего времени. Аналитики установили нижнюю и верхнюю границы возможных потерь - исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и по средним значениям для экономики в целом. В нижней границе размер экономического ущерба составил 281,7 млрд рублей, в верхней - 311,5 млрд рублей.

    "Конечно, это примерная оценка, - добавил Игорь Николаев. - Для того чтобы назвать точные цифры, необходимо детализированное исследование аудитории соцсетей, данные о времени, проводимом в соцсетях представителями каждого сегмента аудитории, данные о размере заработных плат таких работников и т.д". Тем не менее, по словам эксперта, полученная оценка позволяет судить о масштабе потерь.

    "Оценки, безусловно, весьма приблизительные, - согласилась аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. - Думаю, что корректно оценить ущерб невозможно, так как для этого необходимо провести более масштабное исследование, говорить с пользователями соцсетей напрямую, а не усреднять данные. Сотрудники могут общаться по работе, могут делать это без ущерба, например, в обеденный перерыв. Кроме того, можно находиться онлайн, но при этом не быть вовлеченным в общение. Здесь очень много деталей, которые учесть за счет усреднения и экстраполяции невозможно. Гораздо большие потери, по идее, должны приносить перекуры, так как курят больше людей, чем сидят в соцсетях. Также нет точных исследований о том, что соцсети снижают работоспособность. Зато известно, что работник должен делать перерывы в работе каждый час на некоторое время для повышения эффективности труда".

    Если исходить из структуры использования соцсетей работниками разных отраслей (тут большое значение имеет уровень зарплаты по тому или иному виду экономической деятельности), то наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд рублей), на втором месте - работники образования (39,8 млрд рублей), на третьем - государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд рублей). Самые незначительные экономические потери от активных в соцсетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд рублей).

    Впрочем, есть и оптимистичный вывод: по сравнению с аналогичными оценками по США и Великобритании в России экономические потери от соцсетей выглядят не такими уж большими.

    Так, ежегодные потери экономики США от социальных сетей оцениваются в 650 млрд долларов. По мнению экспертов ФБК, пока проблема использования соотечественниками соцсетей не является острой, но в будущем ситуация может измениться.

    "Работодатели уже осознают серьезность проблемы и даже предпринимают определенные меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию "сидению" работников в соцсетях, особенно с учетом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остается по-прежнему актуальной", - резюмировал Игорь Николаев.

    Опрос

    Поделиться