"Парламент Молдавии превысил свои полномочия и допустил нарушение Конституции, запретив символы, которые принадлежат зарегистрированной на законных основаниях политической партии", - таков был вердикт председателя Конституционного суда Александра Тэнасе, вынесенный спустя девять месяцев после поданной коммунистами апелляции.
Страсти вокруг серпа и молота кипят в Молдавии с октября прошлого года, когда вступила в силу поправка к закону о политических партиях. Она была внесена по инициативе Либеральной партии, которая входит в альянс "За европейскую интеграцию". Авторы ссылались на выводы комиссии "по изучению тоталитарного режима", которая рекомендовала запретить "пропаганду тоталитарных идеологий в любом виде". За нарушение предусматривался штраф - до 3 тысяч молдавских леев для физических лиц (примерно 7,5 тысячи в переводе на рубли) и до 10 тысяч (25 с лишним тысяч рублей) для юридических. По местным меркам суммы немалые.
С самого начала было совершенно непонятно, как исполнять закон на практике. Ведь критерии, по которым можно квалифицировать административное нарушение, нигде четко не прописаны. До громких разбирательств дело так и не дошло. Разве что СМИ сообщали о том, что полиция пару раз выписывала штраф активисту местного "комсомольского движения", который выходил на улицу под красными флагами. Всем было очевидно, что инициатива направлена против молдавских коммунистов, чьими символами остаются серп и молот. Перешедшая в оппозицию партия фактически столкнулась с угрозой запрета - ее могли не допустить к парламентским выборам. Она подала жалобу в Конституционный суд, который обязан был рассмотреть ее в течение полугода. Однако судьи не спешили с ответом. По поводу собственного основного закона они обратились за разъяснением в Венецианскую комиссию Совета Европы (это экспертный орган в области законодательства). Там пришли к выводу: решение молдавского парламента не соответствует европейским стандартам, а именно - нарушает Европейскую конвенцию по правам человека (статьи 10 и 11 - "Свобода выражения мнения" и "Свобода собраний и объединений"). Мнение Венецианской комиссии оказалось решающим в этом деле.
Молдавия далеко не первая страна, где спорят о коммунистических символах. К примеру, в Венгрии всего пару месяцев назад отменили запрет на использование коммунистической символики, действовавший с 1993 года. Конституционный суд пересмотрел закон "о запрете символов деспотизма". Поводом стало задержание лидера Рабочей партии Венгрии Аттилу Вайнаи, который пришел на демонстрацию с красной звездой. На сторону Вайнаи встал Европейский суд по правам человека. В итоге венгерские судьи признали, что запрет "чрезмерно ограничивает свободу выражения мнений", и предложили законодателям изменить текст документа. Однако в законе речь шла не только о коммунистической символике, но и о фашистской свастике. Именно из-за этого нюанса в конце апреля парламент Венгрии 320 голосами против шести снова запретил "символы деспотизма", утвердив в качестве санкций за нарушение закона штраф до нескольких сотен евро.
Табу на демонстрацию советской символики наравне с нацистской в общественных местах и на массовых мероприятиях действует в Эстонии (с 2007 года) и Литве (с 2008-го). В Латвии запрет пока касается только политических акций, однако в апреле парламент республики начал экстренно рассматривать инициативу о полном запрете "наследия коммунизма", включая советские ордена и медали. Правда, провести поправки к 9 мая, как рассчитывали авторы, не удалось.
В Грузии после того как в 2011 году запрет на использование коммунистической и фашистской символики вступил в силу, были демонтированы многие советские памятники и переименованы улицы.