Танцоры израильской "Батшевы" раскрепостили воронежских зрителей

Спектакль "Deca Dance", созданный выдающимся хореографом Охадом Наарином в сотрудничестве с танцорами "Батшева Данс Компани" (Тель-Авив), показали в Воронеже в рамках сотрудничества Платоновского фестиваля искусств с театральным Чеховским.

Коллаж из кусочков своих знаменитых балетов Наарин впервые собрал в 2000 году и с тех пор регулярно "подстраивает", как музыкальный инструмент, сообразуясь с личными ощущениями и возможностями нынешних артистов.

- Это как игровая площадка, куда каждый приходит со своим "багажом"… - пояснил Охад Наарин. - Для хореографии важнее всего - как танцоры могут интерпретировать идею постановщика. Я никогда не влюбляюсь в свои работы, но всегда покорен своими артистами… Мы танцуем не из-за амбиций, хотя все довольно амбициозны, а из любопытства: чтобы исследовать связь физиологии и психики, способность сублимировать наши чувства и страхи. И - воплощать их в четкой форме. Тот или иной стиль танца здесь - что-то вроде духов или косметики.

Хореограф полагает, что танец помогает человеку частично преодолеть слабости и естественные ограничения, и многие годы развивает особый способ движения под названием Гага (смесь элементов классического балета, модерн- и джаз-танца, китайской гимнастики тайдзи и йоги), которая и лежит в основе его балетного языка. Артисты то "расслабленно" поигрывают мускулами, то вдруг бьют себя в живот или по ногам, то скользят на пол, то молниеносно вскакивают, держат равновесие в акробатических позах и неистово отплясывают, шлепая босыми пятками.

В первом (и, пожалуй, самом узнаваемом) фрагменте "Deca Dance" танцоры под песню пасхального седера сбрасывают с себя костюмы ортодоксальных евреев - друг за другом, деталь за деталью, телами играя в воздухе этакое арпеджио. Дальше - танцевальные медитации под любимое едва ли не всеми современными хореографами равелевское "Болеро", ритуальные хороводы воинов.

Упражнения под счет от одного до десяти: группы танцоров сменяют друг друга, у каждой - свой набор соответствующих цифрам жестов и па. Прямо как в жизни, где даже в элементарной вещи всякий видит свое.

Воронежцы норовили в любой паузе устроить израильским танцорам овацию. Хотя многие после концерта и признавались, что современный танец для них загадка, беспредметное искусство. Но то, что он в лучших своих образцах может быть доступен каждому, так сказать, опытно, - блестяще доказало традиционное небольшое реалити-шоу "Батшевы". Танцоры вышли в партер, завербовали себе каждый в пару по женщине (пригодился и один парень) и вывели их на сцену. Как уж там они объяснялись - Бог весть, а только зрители принялись "отрываться по полной": подыгрывали артистам, повторяли их движения. При оглушительной поддержке зала.

Прямая речь

Яффа Оливицки, атташе по культуре посольства Израиля в России:

- Израиль празднует в этом году 65-летие своей независимости и планирует много мероприятий в России, в том числе в провинции. Мы начали знакомство с воронежской землей с большого проекта: совместно с Чеховским фестивалем привезли на Платоновский балет Охада Наарина. Конечно, начав с гастролей "Батшева Данс Компани", этого алмаза в короне израильского искусства, нам в дальнейшем будет сложно удерживать столь высокую планку. Но мы постараемся, нам есть что показать.