Картина довольно странная: с одной стороны, судьи КС констатируют положительную динамику, а с другой, - если посчитать все неисполненные решения КС начиная с 90-х годов, то их все еще 44. Конечно, ожидать, что принятые в прошлом году 34 постановления будут немедленно вплетены в законодательное полотно РФ, было бы полной утопией. Однако в 23 из них необходимость внесения поправок в законодательство - это практически императивное предписание, так как там речь идет об абсолютном несоответствии норм Основному Закону РФ. Но есть и повод для радости: в прошлом году, указывают авторы, законодатели приняли 17 федеральных законов во исполнение постановлений КС. Также в Думе на разных стадиях находится 25 законопроектов, инициированных после постановлений КС, а по 12 решениям активно работает правительство. "Тем не менее следует констатировать, что продолжают возникать ситуации, связанные с нарушением сроков исполнения решений КС, а также с их некорректным исполнением", - мрачно замечают авторы доклада.
Поиск виновника в пренебрежении правами граждан на правосудие - а это ведь и есть конечная цель исполнения решений КС - может быть весьма увлекательным. Больше всего добрых слов и ни одного упрека в докладе в адрес Генпрокуратуры, которая взялась за региональных законодателей, и по итогам прокурорской работы в республиках Тыва, Ингушетия и Саха (Якутия) были устранены противоречия между их конституциями и Основным Законом РФ. Правда, не все еще "национальные элементы" устранены из конституций субъектов РФ, в КС указывают на недочеты в ингушской и якутской конституциях. А еще авторы доклада удивляются, почему так долго не хотят вносить правку в свою Конституцию в Татарстане. Высоко оценивают в КС усилия Совета Федерации и Госдумы, хотя СФ в последнее время старался больше.
Много положительного сказано в адрес правительства в целом, и минюста в частности. Но все эти оценки даны с оговорками. Например, правительство, указано в документе, "в целом обеспечивает неотложное первичное реагирование на решения КС", однако сохраняются "проблемы, связанные с пропусками сроков исполнений решений КС".
С представителями минюста совещания стали проходить регулярно и, видимо, именно там кто-то из них не удержался и высказал, как указывают авторы документа, "в рабочем порядке" роковую мысль. О том, что если норма закона не признана неконституционной и в ней просто выявлен новый смысл, то соблюдать сроки (по новым правилам - 6 месяцев) подготовки поправок не стоит спешить и надо рассматривать их как рекомендацию. Переводя с юридического языка на бытовой: зря КС уважает чужой труд и не рушит закон, отменяя норму за нормой, наверное, кто-то явно хочет работать больше.
Совсем никакого сотрудничества не получается у КС с Высшим арбитражным судом. Зато с Верховным судом отношения наладились. Проблема на местах: суды общей юрисдикции не считают правовые позиции КС "вновь открывшимися обстоятельствами", и позволяют себе пренебречь пересмотром дел даже тех граждан, чьи фамилии указаны в определениях и постановлениях КС.