Пока в витрины пляжных магазинчиков со штормом с моря летела галька, в Зимнем театре на экране концептуально падал снег. Ведь выбор натуры с сугробами в фильме был принципиальным: нордические характеры жительниц поселка Кольского полуострова, о нелегкой женской судьбе которых шла речь, в условиях затяжного природного холода навряд ли бы выдержали яркие солнечные краски, когда в душе царит такой непробиваемый лед. Откуда он там взялся и почему его не растопить - с доскональным подходом и пристрастием психоаналитика исследует режиссер Юсуп Разыков, чей фильм "Гастарбайтер" три года назад на "Кинотавре" заставил о себе говорить как о самой серьезной психологической конкурсной ленте, к удивлению многих, не получившей никаких наград. Оценит ли на этот раз фильм по достоинству жюри во главе с Александром Миттой - другой вопрос. Но то, что ему единственному к третьему дню "Кинотавра" удалось достичь таких глубин - как в прямом, так и в переносном смысле - факт.
В центре внимания - как ведут себя женщины, потерявшие мужей на подводной лодке. Как сначала они отказываются верить, что такое могло случиться, потом приходят к решению, что незачем дальше жить, а далее - свыкаются с мыслью, что дни все равно идут и будут идти, - а что еще им остается делать? "Это был самый неожиданный для нас фильм на отборе, - рассказывала программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева. - Мы ничего не знали о том, что он снимается, было мало информации, продюсеры (Владимир и Андрей Малышевы, производство кинокомпании "Культурные инициативы". - Прим. ред.) не занимались широким пиаром, но оказалось, что это очень достойная картина, очень сложная трагедийная история". Сюжет разработан молодой сценаристкой Екатериной Мавроматис, которая сама выросла в военном городке и о быте того мира знает непонаслышке, поэтому придраться было абсолютно не к чему: на данный момент это первая художественная картина "Кинотавра", не грешащая никакими сюжетными нестыковками. Хотя и показывает беду с нестандартного ракурса: авария на подводной лодке, всеобщее горе оставшихся на берегу, и лишь одна женщина не переживает наравне со всеми - потому что она не любит своего мужа, который тоже погибает на этой подлодке... Она делает все и ведет себя так, чтобы окружающие ее ненавидели всеми фибрами своей души. Но актриса Мария Семенова играет эту роль с таким фантастическим бэкгруандом, что ее героине в "Стыде" сопереживаешь больше, чем всем вдовам фильма вместе взятым. "Горстка женщин, сбившихся на скале, ждет, чтобы освободиться от безумия, которое их защищало. С безумием уходит надежда... История молодой женщины, оказавшейся со своей личной болью брошенной в огонь исторической драмы, кажется мелкой и недостойной, - комментировал режиссер Юсуп Разыков. - Что ее драма в сравнении с гибелью десятка подводников? И даже признание того, что общая боль соткана из множества частных, не делает ее переживания заслуживающими внимания. Страна-то какая огромная - разве каждому утрешь слезы? Но там, на Севере, никому не показалось, что мы говорим о пустяках. История народа всегда отличается от истории государства".
Юсуп Разыков, режиссер:
- Картина выжала из нас все. Хотя поддавалась, шла на уступки, терпела предательские варианты сюжетных повторов, ждала погоды. Мы утешались придуманным на площадке репризным пипрайзом, который двигал бы все сцены и смыслы к одному: "Стыд спасет мир". Ощущение пошлости этого открытия пришло, когда картину надо было заканчивать, а спасением и не пахло...
Как мы контактировали на съемках с местными жителями? Люди, живущие на Севере, по определению особые. Замкнутые, неразговорчивые, трудолюбивые. Даже когда они помогали нам, у них часто были хмурые, непроницаемые лица. Но они не отказывались нам помочь. В них происходила своеобразна переоценка. Как они представляли себе съемочную группу? Кучкой инфантильных лоботрясов без особых навыков, полезных для жизни. А увидели людей в экстремальных условиях, делающих каждый свою работу: так же, как и они, мы вставали в шесть утра, мерзли на полярном ветру, ели чуть теплую еду, пили водку...Под конец нас зауважали...