27.05.2013 23:08
Поделиться

Юрий Богомолов: Маскульт развитию предпочитает расширение территории

То удовольствие, которое испытывают создатели, участники и зрители телепроекта "Один в один", наверное, показательно для нашего времени. Видимо, имитационные удачи - это все, на что способны наши мастера массовой культуры. И это все, чего требует сегодня от шоу-бизнеса потребительский рынок.

Финал шоу "Один в один" Первый канал растянул на весь воскресный вечер. Он шел несколько часов с перерывом на программу "Время" и закончился за полночь. Собственно никто уже ни с кем не соперничал. Был сплошной гала-концерт. Само шоу представляло собой большой торт типа "наполеон" - аттракционные номера участников были густо прослоены жирными комплиментами со стороны ведущих и членов жюри.

Комплименты - это та дисциплина, в которой они состязались. Борьба была острой. Слов не хватало. По частотности употребления первенствовал эпитет "невероятное", "невероятный", "невероятная". Смею предположить, не от избытка чувств и восторгов; от скудности словарного запаса тех, кто был щедр на похвалы. Здесь лидировали Любовь Казарновская, Александр Олешко и Людмила Артемьева. Геннадий Хазанов предпочитал одаривать конкурсантов анекдотами и байками. Наиболее сдержанным оказался Александр Ревва; он позволял себе внеконкурсные имитации.

Кто больше прочих раздражал? На мой вкус, Олешко. Был когда-то подающий надежды молодой артист-пародист. Артистической карьеры он не сделал. Теперь он на ТВ играет роль пажа при знаменитостях. Еще немного - и почувствует себя главным церемониймейстером при дворе российского шоу-бизнеса. Должность ответственная, но она пока занята господином Малаховым.

Еще стоило бы обратить внимание на фундаментальное противоречие этого праздника шоу-бизнеса. Они все - жюри, ведущие и сами участники проекта - в один голос твердили, что объекты подражания уникальны и неподражаемы, но весь смысл этого шоу состоял в том, чтобы сотворить копию, не отличимую от оригинала. И нередко таким искусным имитаторам, как Алексей Чумаков, Юлия Савичева, Тимур Родригес, это удавалось.

Их радость - это радость неразоблаченных фальшивомонетчиков. Это торжество безвестных живописцев, ловко подделавших оригинальные создания классиков изобразительного искусства. Но в нашем случае это, по идее, удар по сакральному авторитету, например, Пугачевой - не она одна, мол, так может.

Хотя ни Пугачева, ни тем паче Киркоров не обижаются. Про менее популярные фигуры шоу-бизнеса не говорю. И правильно делают, что не обижаются. Они имеют с этого дела свой гешефт. Как имели они его всегда с пародий и с шаржей, независимо от того - удачные они или неудачные. Все это так или иначе способствует росту земной популярности эстрадных небожителей. Так устроен масскульт - он развитию предпочитает расширение завоеванной территории. И потому все формы тиражирования ему годятся. В том числе и та, которую предложило шоу "Один в один". Этот формат, к слову, очень удобен для "чеса" по городам и весям необъятной нашей Родины. Стадионы можно было бы собирать.

Притомившись на Первом, я переключился на "Россию". Там в сетке стояла "Красотка". Первая мысль: с какого перепугу. 8-е Марта давно позади, Новый год далеко впереди. Смотрю: на экране вместо брюнетки Джулии Робертс блондинка Анна Старшенбаум. И Ричарда Гира не видать. Начинаю искать 10 отличий нашей "Красотки" от той, что была снята в Голливуде лет двадцать назад. Наша девица тоже ничего, но по части личного обаяния заметно уступает заокеанскому оригиналу. Это - раз. Два: наша обременена родством с младшей сестрой, а не наша - дружбой с более опытной подругой. Три: наш предприниматель не столь импозантен, как "ихний" - Ричард Гир. Четыре: в отличие от голливудского мужчины, российский не игранет на фортепьяно и не выказывает интереса к оперному театру. В обеих "Красотках" есть по эпизоду в бутике, где героиню сначала унижают, чуть позже она берет реванш, накупив в соседнем магазине кучу дорогих шмоток.

Вроде все ясно как божий день, и создатели голливудской "Красотки" имеют все основания подать в суд на наших умельцев-имитаторов. Но тут мы им предъявляем неубиваемую карту: российская девушка - не проститутка. Она зарабатывает на жизнь не на панели, а за карточным столом. И в деловом отношении даст сто очков всем предпринимателям Северной Америки. Вместе взятым. Она покупает некую фирму, выигрывает тендер на какой-то сногсшибательный заказ и нанимает на работу своего любимого бизнесмена. А он ее берет замуж. Тут и сказке конец еще об одном имитационном подвиге.

В связи с этой историей мне припомнилась другая. Где-то во второй половине 90-х наши парламентарии вдруг озаботились тем, что каждый праздничный женский день ТВ крутит американскую "Красотку". Я тогда за каким-то "круглым столом" поддержал их претензию. Действительно, отчего, если уж так хочется показать пример нравственного возрождения падшей женщины, не обратиться к истории нашей соотечественницы - Катюши Масловой? Тогда парламентарии замялись и... замешкались с серьезной законотворческой нормой, оградившей бы нас от дурного влияния Запада вообще и от голливудской "Красотки" в частности. Наступил ХХI век, и у нас появилась альтернатива симпатичной американской проститутке. Ею стала симпатичная русская аферистка. Теперь у вещателя по праздникам будет выбор, зависящий, однако, от градуса бюрократического патриотизма в нашей стране .

Сейчас он таков, что еще позволяет приобщаться к той самой культуре, что еще сравнительно недавно считалась чуждой нам - к джазовой культуре.

Приобщаться продолжаем на телеканале "Культура", где по субботам идет шоу "Большой джаз".