Открытие Московского Пасхального фестиваля по традиции прошло в Большом зале консерватории.
А накануне в Петербурге Валерий Гергиев, отмечавший несколько дней подряд непрерывной чредой концертов и спектаклей свой юбилей и открытие Мариинки-2, завершил музыкальный марафон в историческом здании театра. Для многочисленных гостей и мировой прессы был показан спектакль "Набукко" в постановке Дмитрия Бертмана с участием Пласидо Доминго и Марии Гулегиной. И пока в зале устраивали стоячую овацию артистам, оркестр успел перебраться в поезд с фирменной маркировкой "Московский Пасхальный фестиваль", в котором музыканты будут ездить по городам России, давая по два-три концерта в день.
Первой остановкой стала Москва, где на открытии Пасхального фестиваля выступят знаменитый немецкий бас Рене Папе, исполнящий партию вагнеровского бога Вотана, и Денис Мацуев с "Рапсодией на тему Паганини" Рахманинова. Завтра Валерий Гергиев с Мариинским оркестром развернут свои программы уже в двух городах - Смоленске и Брянске, 7 мая - в Белгороде, Курске и Орле, 8 мая - в Туле и Калуге, 9 мая - в Москве: на Поклонной горе и в Большом зале консерватории.
Особенности Пасхальной афиши нынешнего сезона Валерий Гергиев прокомментировал для "Российской газеты":
Валерий Гергиев: Мы решили сосредоточиться на Курско-Орловской дуге. Регионов в России много, почти пятьдесят из них мы уже посетили - на севере, на юге, Сибирь, Урал, Кавказ, и все время думаешь, как бы поехать дальше - до Владивостока, Хабаровска. Но полгода назад я почувствовал, что на этот раз хочется не пройти мимо городов, которые приняли самый страшный удар в Великой Отечественно войне. Смоленск всегда принимал удар - испокон веков. С него мы и начнем, тем более что два года назад мы уже там выступали. Это город с глубокими музыкальными традициями, родина Глинки. Далее мы поедем по городам Курско-Орловской дуги. Мне кажется, соединять наши убеждения и память, нашу благодарность предкам просто необходимо: у меня отец прошел всю войну - с первого и до последнего дня. И не только отец: моя семья многих потеряла в войне.
И в Москве, и в регионах мы обычно стараемся давать по два концерта в день, один из которых является бесплатным, общедоступным, специально направленным на детскую или студенческую аудиторию. Это уже наработанная, оправдавшая себя схема, которую мне хочется держать в сценарии Пасхального фестиваля, как один из наших абсолютных приоритетов. Надо заметить, что когда мы приезжаем в регионы с коллективом Мариинского театра, эти концерты становится едва ли не главным событием не только для нас, но и для региональной публики. И, оглядываясь потом на прошедший сезон, вспоминаю лица нашей публики - беломорской, мурманской, якутской. Мы выступаем везде: и в мировых столицах, и в маленьких русских городках. Но это эмоционально разные вещи: человечески они окрашены в совершенно другие цвета. И для нас эти выступления на Пасхальном фестивале - не только крупнейший культурный проект, но и гуманитарный, образовательный.
Появились ли новые акценты в афише Пасхального фестиваля?
Валерий Гергиев: Для меня сегодня самым важным представляется восстановление огромного общенационального процесса "Россия поет". Нам необходимо вернуть великолепную российскую традицию - чтобы наши дети пели. Мы все вышли из детских хоров. Я помню и себя 8-9-летним мальчишкой, эти уроки, наши хоровые концерты. А сейчас ситуация сложилась так, что даже не в каждой школе есть хор, уроки музыки вообще не считаются предметом. Поэтому в каждом городе, где мы будем выступать, мы привлекли к участию в пасхальных программах городские детские и сводные хоры. И это очень важно, что детский хор будет выступать на одной сцене с оркестром Мариинского театра. Такая встреча в каждом городе будет главной. Кроме того, мы продолжим в этих поездках встречи с руководителями регионов, и с каждым губернатором я буду говорить, как важно, чтобы у нас появились акустические совершенные залы и культурные комплексы в регионах. Это, я думаю, имеет решающее значение для будущего музыкальной России, для будущего музыки в каждом регионе.
Симфоническая программа, Москва
Хоровая и благотворительная программы