13.04.2013 09:53
    Поделиться

    В Германии завершила свою работу Всемирная промышленная ярмарка

    В Германии завершила свою работу Всемирная промышленная ярмарка. Наша страна участвовала в ней под девизом: "Россия в глобальной индустрии". И выступила очень убедительно как равный и надежный партнер в достаточно сложных проектах.

    Интересно, что главные сенсации были там, где их, наверное, меньше всего ждали: на выставочной площадке "Уралвагонзавода" и стендах предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу. УВЗ в нашем и даже зарубежном сознании прочно связан с танковым производством. И когда на ярмарке в Ганновере под маркой этого как бы по самому названию "вагонного предприятия" показали трамваи и перспективные метропоезда, это удивило многих.

    В день открытия выставки, сразу после протокольных приветственных речей, президент России подвел Ангелу Меркель к экспозиции "Уралвагонзавода", в центре которой стояли полноразмерная кабина трамвайного вагона и макет поезда метро. Трамваи скоро начнут выпускать, а метропоезд пока в проекте.
    Глава нашей страны  дал госпоже Меркель пояснения по этим вагонам на немецком языке. При этом акцент он сделал на вагоны для метрополитена. Канцлер Германии проявила осведомленность, сказав, что знает, какую продукцию выпускают на Урале, но что там могут еще проектировать и собирать суперсовременные метропоезда  - это для нее новость. На что президент России, улыбнувшись, ответил: а мы все можем делать!  

    О новом продуктовом ряде УВЗ наша газета писала неоднократно. Тем не менее, многие интересные вещи, озвученные во время прошедшей ярмарки, остались, как говорится, за кадром.

    Производство трамваев и метропоездов нового поколения идет в рамках осуществления  совместного с канадской  фирмой "Бомбардье" проекта. При этом в России будет не отверточная сборка, а полноценное промышленное производство с освоением новейших технологий.

    Как известно, новые трамваи первой закупит Москва. Соглашение об этом уже подписано. Хочется верить, что трамваи в столицу вернутся, и не только на ее окраины. Правда, прежде чем поставить на рельсы вагоны нового поколения, необходимо поменять сами рельсы и всю инфраструктуру трамвайного сообщения. Тогда скоростной наземный транспорт вполне сможет конкурировать с несравнимо более дорогой подземкой. А вот метро к приему вагонов нового поколения практически готово.

    Что планируется реализовать в метропоездах недалекого будущего?

    Они станут сквозными - от первого вагона до последнего можно будет пройти, не выходя на платформу. Это увеличит заполняемость поездов и повысит безопасность пассажиров. Даже в ночное время вероятность оказаться во всем поезде один на один с преступником окажется минимальной. Наконец-то движение обещает стать практически бесшумным. Вентиляцию устроят так, что воздух станет всегда свежим, а сквозняки исчезнут. Посадка-высадка будет осуществляться, даже в час пик, очень быстро, так как двери  значительно расширят. В перспективе метропоезда будут управляться автоматически без машиниста - такой опыт в мире уже есть. Метропоезда нового поколения станут намного мощнее и в то же время экономичнее.

    Иностранные партнеры уральцев уверены, что метропоезда, спроектированные совместными усилиями и собранные в России, имеют шанс стать лучшими в мире. Почему? Заказчик, объявивший конкурс на новые вагоны метро - это правительство Москвы - заявил настолько жесткие технические и эксплуатационные характеристики, что реализовать их не просто сложно, а, на первый взгляд, почти невозможно. И тут чисто русский опыт проектирования танков может сыграть решающую роль.

    Дело в том, что создатели советской бронетехники всегда были очень сильно зажаты массо-габаритными ограничениями. В минимальных объемах и при ограниченной массе требовалось  разместить мощный двигатель, мощное вооружение, большой запас боекомплекта и обеспечить хорошую броневую защиту. И ведь выполняли невыполнимое.

    Существовала такая шутка: чтобы в СССР ни делали, всегда получался либо автомат Калашникова, либо танк. А вот сейчас на базе канадских технологий и креативности русских мозгов действительно могут получиться и лучший в мире трамвай и лучшие в мире вагоны метро.

    Кстати, о креативности. Рядом с экспозицией УВЗ стоял автомобиль  необычной формы с еще более необычной символикой "Руссо-Балт". Завод с таким названием, находившийся в Риге в начале ХХ века, выпускал железнодорожную технику и автомобили, которые тогда считались одними из лучших в мире и составляли основу автопарка царской семьи. Сегодня кажется невероятным, но сто лет назад в России реально проектировали и собирали автотехнику, которая по своим характеристикам превосходила все европейские образцы того времени.

    В начале ХХI века группа энтузиастов пытается воссоздать и марку "Руссо-Балт", и традиции проектирования технических изделий так, чтобы они вновь стали лучшими в мире. В выставленном автомобиле, который создавался международным коллективом, большая часть сделана русскими инженерами. В том числе мощный дизельный двигатель.

    По совокупности характеристик на сегодняшний день это лучший в мире дизель. Данный мотор может использоваться не только на всех типах наземной техники, но и на легких самолетах, катерах и небольших яхтах. Планируется установить его и на конвертоплан нового поколения, проектирование которого практически завершено. Это будет средство индивидуального передвижения не по дорогам, а в воздухе. Революционную страницу в транспорте вполне может открыть Россия.

    Когда Владимиру Путину рассказали об этом проекте, он заметил: нам бы сначала по земле научиться нормально ездить, а потом думать о летающих автомобилях. С чем автор идеи перевода движения в формат 3D Владимир Пирожков в общем-то согласился, но заявил: наземный транспорт себя исчерпал, надо уходить в небо.

    Перевод движения в формат 3D требует отдельного рассказа. Коротко его суть в следующем.

    Создается транспортное средство, внешне похожее на автомобиль, но с короткими поворотными крыльями. Взлетает с места, перемещается на расстояние до 2000 км со скоростью 500 км/час. В кабине могут находиться пять человек и 300 кг груза. Если в воздухе случается аварийная ситуация, то срабатывает парашютная система, обеспечивающая мягкое приземление. Стоимость летающего авто не должна превышать цены хорошего лимузина. А в перспективе станет вполне доступной человеку среднего достатка.

    Конечно, сейчас сама идея не ездить по земле, а летать по воздуху, когда захочется и куда захочется, кажется фантастичной. Но кто еще четверть века назад мог предположить, что придет время, и у каждого  будет  свой переносной компьютер, свой мобильный телефонный аппарат, а фотопленку заменит "цифра"?

    Министр промышленности и торговли Денис Мантуров нашел время поговорить с Владимиром Пирожковым и специалистами, воссоздающими  традиции "Руссо-Балта", которые можно сформулировать: работать по-русски - это быть лучшим и открытым к сотрудничеству.  Мантурову показали интересные дизайнерские проекты автомобильной техники различного назначения, которые вполне можно начать реализовывать в России хоть завтра. Министр, кстати сказать, показал очень хорошую компетенцию в достаточно сложных технических вопросах и пообещал, что наиболее интересные предложения  будут рассмотрены более детально.

    В Ганноверской ярмарке впервые участвовали студенты-дизайнеры Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова и Уральской государственной архитектурно-художественной академии из Екатеринбурга. Они представляли свои проекты транспорта будущего.

    По словам ректора "Строгановки"  Сергея Владимировича Курасова, за его студентами идет настоящая охота. Многие не выдерживают соблазнов и уже после третьего курса уезжают работать промышленными дизайнерами в ведущие мировые корпорации. Как сказал Курасов, в каждом современном автомобиле, в каждом самолете и корабле, если постараться, можно найти художественный след строгановцев.

    Уральская государственная архитектурно-художественная академия, менее известна, чем столичный центр подготовки архитектурно-промышленных дизайнеров, основанный почти двести лет назад.  Всего сорок пять лет назад в Свердловском архитектурном институте появилась кафедра индустриального дизайна. За эти годы удалось подготовить около тысячи промышленных дизайнеров. О качестве подготовки говорит то, что сегодня многие выпускники работают в ведущих автомобилестроительных концернах.

    По словам ректора Сергея Павловича Постникова, в Европе нет ни одного крупного предприятия, где бы не работали  выпускники академии, которую он возглавляет.

    В рамках выставки прошел международный форум промышленного дизайна. Вдохновителем и организатором его стал выпускник  Уральской государственной архитектурно-художественной академии упоминавшийся выше Владимир Пирожков.  Ему удалось  пригласить на форум выдающегося создателя автомобильных форм - Криса Бэнгла, который почти двадцать лет возглавлял центр дизайна корпорации БМВ. Бэнгл провел мастер-класс перед студентами дизайнерских школ ряда европейских стран  и России, после чего дал задание за несколько часов придумать и нарисовать совершенно оригинальную концепцию транспорта будущего.

    Лучшим в этом конкурсе стал студент четвертого курса  Уральской государственной архитектурно-художественной академии Александр Галактионов. На прекрасном английском языке он блестяще защитил свой проект. Крис Бэнгл сказал, что победил не один студент, а вся Уральская школа промышленного дизайна, и вручил диплом ректору архитектурно-художественной академии Сергею Павловичу Постникову. 

    Обидно и непонятно, почему русские дизайнеры, которые зачастую по своему творческому потенциалу опережают мировой уровень, находят возможность полной реализации только за пределами России. И Александр Галактионов уже получил несколько заманчивых предложений.  Впрочем, возможно, скоро все изменится. У нас тоже начинают осуществляться собственные проекты, где требуются молодые хорошо подготовленные и креативно мыслящие технические специалисты.

    Одним из открытий ярмарки в Ганновере стал небольшой стенд малого предприятия из Москвы со столь же мало что говорящим названием "СуперОкс". Вот уж действительно: мал золотник, да дорог.

    Трудно поверить в то, что в нашей столице существует предприятие, основанное в 2006 году, специалистам которого удалось разработать и освоить технологию производства сверхпроводящих лент второго поколения. Об эффекте сверхпроводимости при низких температурах известно давно. Но чтобы такое явление вышло за рамки использования в научных экспериментах и демонстрационных показов - это стало сенсационной новостью.

    Толщина сверхпроводящей ленты 50 микрон,  ширина - 12 мм. При этом ее токонесущая способность - до 500 ампер. Пучок небольшого диаметра из таких из лент позволяет передавать электроэнергию любой мощности и практически без потерь. Удивительно, и об этом также мало кто знает, но в Санкт-Петербурге в ближайшее время начнется строительство первой подземной  сверхпроводящей ЛЭП. Ее длина составит два с половиной километра. Линия свяжет две мощные подстанции, что позволит эффективно балансировать энергоснабжение города на Неве.

    Считалось, что самое технологически трудное и дорогое - обеспечить для сверхпроводимости температуру, близкую к абсолютному нулю - минус 273,15 градусов по Цельсию.

    Однако в начале 1990-х  годов было открыто явление высокотемпературной сверхпроводимости. И сегодня необычного эффекта можно достичь уже при минус 183 градусах по Цельсию. Это температура жидкого азота, стоимость которого десять рублей за литр  - дешевле бутилированной питьевой воды. Основная технологическая задача сейчас - разработка высокотемпературных сверхпроводящих токонесущих лент. И малое предприятие, в котором удалось собрать самые светлые мозги выпускников технических вузов столицы, задачу решило!

    На мой, чисто журналистский взгляд, в данном случае,  не частное предприятие, а государство Россия должно позиционировать как национальный прорыв практически освоенную сверхпроводимость. Иначе все разговоры о частно-государственном предпринимательстве, которые каждый день велись на выставку, для нас окажутся просто разговорами.

    Сверхпроводимость помимо передачи электрической энергии, позволяет реализовать эффект левитации, когда грузовой контейнер устойчиво перемещается над магнитной лентой, не касаясь ее.  На выставке в Ганновере впервые демонстрировался  магнитный  монорельс, над которым летали макеты грузовых и пассажирских вагонов. Демонстрационный эффект был потрясающим. Интересно, что буквально прилипли к демонстратору китайцы и индийцы. Такое технического чудо мало кто видел собственными глазами, и реализовать его в транспортных системах возможно уже сегодня. В практической сверхпроводимости мы впереди планеты всей.

    Но… Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики  Андрей Шаронов, который и был инициатором презентации малого столичного предпринимательства в Ганновере, к идее практической реализации сверхпроводимости отнесся прохладно. По его словам, это дело далекого будущего.

    Не получилось бы так, что уже в ближайшем будущем Пекин  предложит  Москве и всему миру "уникальные" транспортные системы, основанные на сверхпроводимой левитации. Помимо "сверхпроводящего" центра "далекого" будущего, в Москве  существует предприятие по выпуску конструкционных изделий из композитов. На него обратили внимание и Президент РФ, и глава Минпромторга.  Возможно, это было вызвано тем, что в руководстве предприятия не только юристы-финансисты, но и простые люди с инженерной подготовкой. Сегодня это смотрится почти экзотично.

    В чем привлекательности конструкционных композитов? Их много. В частности, с помощью композиционных материалов можно очень быстро строить твердое дорожное покрытие, которое будет устойчиво лежать на любом грунте, даже болотистом. А еще легкие и прочные мосты, различные арочные конструкции. Казалось бы, нынешняя весна с ее гигантскими распутицами должна была бы подтолкнуть соответствующие службы к использованию отечественных композиционных материалов для восстановления дорожного сообщения и возведения временных, но очень надежных переправ. Увы, этого не наблюдается.

    Странно, ведь представители регионов, где разливы стали почти национальным бедствием, в Ганновере отметились.

    Если судить по общему технологическому состоянию настоящего времени, представленному ны выставке, то может сложиться впечатление - Россия отстала почти везде и навсегда. Но, с другой стороны, Владимир Путин сказал: мы можем все! И когда оцениваешь потенциал технологий не только сегодняшнего дня, то можно утверждать: в реперных точках ноу-хау XXI века русская научно-технологическая мысль лидирует с очень большим опережением мирового уровня.

    Одним из важнейших итогов выставки можно считать то, на нашу страну начинают смотреть не только как на поставщика сырья, но и как на генератора действительно прорывных идей.

    Поделиться